Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.27

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 6.27

Ибо высшее счастье приходит к Йогу, чей ум в глубоком покое, в ком побуждение к деятельности успокоено, в ком нет порока и кто стал един с Брахманом.

Господь сделал подобное заявление о высшем счастье в стихе 21; но с 24 стиха Он сосредоточил внимание на описании метода, которым достигают высшего счастья. Во время медитации ум, по мере ощущения все более тонких аспектов объекта медитации, выходит наконец за пре­делы тончайшего опыта, и тогда никакой деятельности больше нет. Это то, что Господь подразумевает, когда Он говорит: “побуждение к дейст­вию” (раджас) “успокоено”. Это поле Трансцендентного, состояние чистого сознания, незапятнанного, безгрешного. Здесь индивидуальный ум перестает быть; он обретает статус божественного разума. Выйдя за пре­делы ограниченности желаний и стремлений индивидуального ума, он полностью утверждается в глубоком покое и достигает высшего счастья.

Способность ощущать угасает, когда ум теряет свою индивидуальность. Состояние Бытия не знает знания; это состояние, которое выходит за пределы всякого знания или ощущения. Но если это так, как можно говорить, что ум испытывает высшее счастье? Прежде всего необходимо заметить, что Господь употребляет слово “упаити”, что значит “приходит к”; Он не употребляет слово “ощущает”. Однако, если бы было употреблено слово “ощущает”, его можно было бы считать обоснованным. Ум действительно способен испытывать, когда он находится на грани выхода за пределы, на стыке относительности и Абсолюта. Именно в этой точке ум ощущает природу абсолютного сознания-блаженства.

Это было рас­крыто в Упанишадах, где особо утверждается, что Реальность ощущается единственно умом. Ощущение Реальности умом всегда происходит в точке стыка: в то время, когда он вот-вот выйдет за пределы в конце направ­ленного внутрь хода медитации и в то время, когда он выходит из области трансцендентального, в начале направленного вовне хода медитации.

“В глубоком покое”: см. стихи 7, 14 и 15 этой главы и стихи 70 и 71 главы II. Господь имеет в виду покой, не затмеваемый даже деятельностью, — вечный покой, который достигается, когда человек “в действии видит без­действие” (IV, 18); “высший покой” (IV, 39); “вечный покой” (V, 12).

Природа “побуждения к деятельности” (раджас) была объяснена в комментарии к стиху 45 главы II.

“В ком нет порока”: кто утвердился в абсолютной чистоте Бытия, полностью отделен от поля деятельности. Его действия, будучи в полном согласии с законами природы’, свободны от порока.

“Стал един с Брахманом”: достиг космического сознания.

Интересно увидеть, как этот один стих описывает и состояние космического сознания, как таковое, и путь, которым его достигают. Это разъясняет, что высшее счастье достигается в космическом сознании и что есть три предварительных условия для его достижения: ум должен быть “в глубоком покое”, “побуждение к деятельности” должно быть “ус­покоено” и человек должен быть “без порока”.

Учения трех предыдущих стихов, которые в деталях определили природу пути к космическому сознанию, в этом стихе представлены отдельными фразами. “Ум в глубоком покое” соотносится со стихом 24; “в ком побуждение к деятельности успокоено” соотносится со стихом 25; “в ком нет порока” соотносится со стихом 26.

Цветок божественной мудрости этого стиха полностью распускается в следующих пяти стихах.

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное

error: Content is protected !!