Трансцендентальный Блог

Судьбоносная встреча учеников Успенского и Махариши

Триумфальное шествие Трансцендентальной Медитации по миру начнётся позже, в 1967 году, с приходом «Битлз». А за 7 лет до того, ещё никто на Западе даже не слышал слова «медитация», и ученики Петра Демьяновича Успенского, великого философа, мистика, писателя, были настоящими пионерами, первопроходцами Неизведанного. Ими была организована очень эффективная кампания для запуска Махариши в Лондоне. В Альберт-Холле было организовано мероприятие, в котором приняли участие несколько тысяч человек, и послание Махариши в одночасье услышал весь мир.

Пётр Успенский  русский философ, мистик, путешественник, соратник Гурджиева, математик, писатель, автор знаменитых книг «Tertium Organum» и «Четвёртый Путь», в последние годы своей жизни часто повторял:

‘Что-то потеряно в Системе. Либо Гурджиев не знал, либо он забыл. Мы говорим, что всё базируется на вспоминании самого себя, а в следующую минуту мы говорим: ‘В действительности вы не можете вспоминать самого себя’. Если подразумевается, что человеку нужно вспоминать себя, тогда должен был быть некий простой естественный метод. Но он был утерян. Я никогда не мог отыскать его. Однажды в Индии, я услышал эхо такого метода.’

В последние свои месяцы, перед смертью в 1947 году, Успенский во время регулярных встреч со своими учениками неожиданно переставал говорить. Сознавая, как уже много было сказано и как тщетны слова, Успенский просто садился напротив учеников и подолгу пребывал в молчании, пытаясь сообщить этим ‘эхо утерянного метода‘. Он пояснял своему близкому ученику Фрэнсису Роулсу:

‘Попробуй, если хочешь, но я не могу научить этому, потому что это не подлинник — это лишь из ‘вторых рук’. Наверное, тебе нужно найти подлинник.’

Перед смертью Успенский оставил указание своим ученикам ‘реконструировать Систему‘, так называлось учение, созданию которого Успенский посвятил всю свою жизнь. Он часто повторял Роулсу:

‘Найдите источник Системы.’

Д-р Фрэнсис Роулс

После смерти Успенского в 1947 году, по общему согласию, д-р Роулс взял на себя руководство оставшимися учениками Успенского. Возглавляемое им Общество, в течение многих лет, представляло собой всю интеллектуальную и творческую элиту Лондона, к 1957 году его численность выросла до 300 человек. В их число входили художники, музыканты, актеры и танцоры. Успенский всегда выступал за роль, которую искусство может сыграть в эволюции человека: ‘Как наука и философия, искусство — это определенный способ познания‘. Соответственно, д-р Роулс поощрял использование художественных талантов участников в широком спектре выступлений и мероприятий.

В Общество также входили ученые и врачи, не отставая от разработок в области науки, неврологии и психологии, что было ключевой частью подхода к ‘реконструкции Системы‘. Хотя многое было сделано в этой области, и Общество быстро росло, чтобы стать уникальным центром вдохновения и понимания, привлекающим широкий круг людей из всех слоев общества, главная цель всегда заключалась в нахождении простого и естественного метода самопознания — и через это — источника Системы.

В течение 13 лет в Обществе было проведено огромное количество исследований и экспериментов, но ничего убедительного не было обнаружено. Стремясь исполнить духовное завещание Успенского, Роулс постоянно встречался с различными мистиками, йогами, мастерами эзотерических школ. Как вспоминал Роулс, ‘никогда не было ничего стоящего‘. Прорыв случился в январе 1960 года, когда в Лондон приехал Махариши Махеш Йоги.

Когда д-р Роулс встретился с Махариши Махеш Йоги, то с удивлением обнаружил, что преподаваемый им метод мантра-медитации отлично соответствует описанию Успенского — ‘эхо простого естественного метода самопознания‘  о котором тот впервые услышал в Индии, до Первой мировой войны. В ноябре 1960 года Фрэнсис Роулс вспоминал:

Махариши, Альберт Холл, Лондон, март 1961. 1-я Всемирная Ассамблея Движения духовного возрождения

‘Тогда один из наших людей упомянул в разговоре со мной о некоем индийском Махариши, прибывшем в Лондон, у которого был очень интересный метод, который с большим успехом практиковала его дочь. Как обычно я пошел туда, чтобы попробовать, испытывая скептицизм, порожденный предыдущими разочарованиями. Каково же было мое удивление, когда я опознал в точности тот самый метод, эхо которого передал мне мистер Успенский! Все всяких сомнений, это был он.

Я увидел великую миссию этого человека. Он не был шарлатаном. Он обладал признаками высшей бытийности; он принадлежал к великой Традиции; он был искренним. У меня уже были часы коучинга по методам, которые давали мне результаты за пределами того, на что я мог только надеяться. Я собирал крохи знаний из «вторых рук», коих было около пары десятков, поэтому шел на это просто как на ещё один эксперимент. Наши люди сразу получали результаты — они обнаружили, что метод давал им больше моментов Само-вспоминания, большее понимание определенных идей Системы. Поэтому я решил, что все наши люди должны получить шанс. Сегодня 380 человек практикуют это с приятными результатами…’

Триумфальное шествие Трансцендентальной Медитации по миру начнётся позже, в 1967 году, с приходом «Битлз». А семена были посеяны за 7 лет до того, когда ещё никто на Западе не слышал слова «медитация», и ученики Петра Демьяновича Успенского были настоящими пионерами, первопроходцами Неизведанного. Была организована очень эффективная кампания для запуска Махариши в Лондоне. В Альберт-Холле было организовано мероприятие, в котором приняли участие около 5 тысяч человек, и о Махариши в одночасье услышал весь мир.

В 1961 году д-р Роулс предпринял путешествие в Индию, в Ришикеш, в ашрам Махариши Махеш Йоги:

У меня было странное сильное побуждение, что я должен поехать, потому что я чувствовал, что это было нечто, что надо сделать, чтобы ‘найти источник’. Я не знал, что это в действительности означает; я только знал, что, когда момент наступит, мне надо будет сразу же идти; и, когда это случилось, я поехал сразу же, в правильный момент.

Сейчас это выражение — ‘найти источник’ — можно понимать двумя путями, как ‘найти источник внутри себя’, достичь реализации своих возможностей, либо более масштабно, как часто говорил нам мистер Успенский, чтобы мы сделали это, нашли источник Системы. Но, что неожиданно, мы нашли оба источника, и я хотел бы, чтобы это было главной темой этого вечера — я должен предоставить вам достаточно доказательств, чтобы вы приняли это — что мы нашли источник нашей Системы, и теперь мы возвратились к источнику.’

Во время своего первого путешествия, д-р Роулс пробыл в Индии 5,5 недель. Первые 3 недели превратились для англичанина в ‘школу выживания’ из-за непривычной тропической жары и болезни. Роулс сохранял знаменитое британское ‘присутствие духа’, но начинал чувствовать некоторое разочарование. После 13 лет непрекращающихся поисков, когда верный метод был, наконец, обретён, желанная Реализация, ради которой он даже предпринял это путешествие в Индию, не случалась. Затем, по воспоминаниям Роулса, внезапно:

Случилась волшебная вещь! Я пошел спать и проснулся в два часа ночи в состоянии Самадхи, которое продолжалось всю оставшуюся ночь и половину следующего дня, поэтому в 8 утра я пошел к Махариши со всеми признаками того, что это случилось со мной, ему более нечего было сказать. С этого момента это была просто победа и чудесные опыты; и я хочу заверить вас, что эта победа принадлежит всем нам вместе.

В Ришикеше, Роулс был представлен Его Святейшеству Шантананде Сарасвати Свами, главе Традиции Шанкарачарьи в Северной Индии. Основанная 2500 лет назад, эта традиция была источником метода медитации, преподаваемого Махариши. Она описывалась как ‘не религия, не философия, не йога. Это маяк, чтобы правильно определить, какие ошибки возникли в системах поиска духовности‘.

Доктор Роулс был поражен, когда однажды вечером Его Святейшество сказал, что:

Шантананда Сарасвати Свами

‘Все наши неприятности происходят из-за того, что мы не помним самих себя, только мы не можем говорить об этом в начале, потому что этого никогда не понимают’.

Подтверждение фундаментальной важности самопознания вместе с высоким уровнем бытийности Шанкарачарьи убедили д-ра Роулса, что он нашел тот самый ‘источник Cистемы‘ Успенского. Он сказал о Шанкарачарье: ‘Он единственный, кого я когда-либо встречал, кто, независимо от обстоятельств, всегда помнит Cебя‘.

Сам Шанкарачарья видел, что д-р Роулс был ‘подготовленным человеком’, который уже приобрел уровень, несколько превышающий норму. Успенский научил его ‘помнить себя‘, и это позволило его медитации достичь своей естественной кульминации. В течение следующих 20 лет отношения развивались до высокого уровня, к радости обоих. В 1964 году Роулс спросил у Шанкарачарьи:

‘В медитации, ученики встречаются с Учителем в определенный момент, или Учитель подходит к каждому претенденту, который нуждается в нем?’

Шанкарачарья ответил:

‘Отношение автоматически устанавливается между учеником и Реализованным Человеком, не только на текущий момент, но на протяжение всего времени, мертвым ли, живым ли. Проявления отношения варьируются соответственно обстоятельствам…’

Рядом с этой записью д-р Роулс сделал примечание: ‘Связь напрямую между Учителем и учеником. 4-6 утра по стандартному индийскому времени’. (И он не имел в виду, что связь происходила по телефону!)

До 1977 года д-р Роулс ездил в Индию почти каждый год, чтобы встретиться с Шанкарачарьей, как правило, в сопровождении близких соратников. Постоянно вдохновляемый и руководимый Шанкарачарьей, он посвятил всю оставшуюся жизнь созданию современного западного синтеза знаний, объединяющего систему Успенского и учение Адвайта-Веданты. Не отставая от научных разработок, в частности, неврологических открытий в области двусторонней структуры мозга, восходящей ретикулярной системы и все возрастающей медицинской валидации эффектов медитации, он был в восторге от того, что наука, наконец, догнала предвидение Успенского.

В 1982 году, за несколько дней до смерти, д-р Роулс сказал:

‘Всё, что мне следовало сделать, сейчас сделано. Сейчас нужна простота. Мы привыкли все усложнять. Необходимо лишь оставаться спокойными, и сохранять вещи простыми. У нас все было с ног на голову и задом-наперёд. Существует только одно сознание. Все уровни являются уровнями препятствия для этого сознания. Все есть это сознание. Это то, что нам следует чувствовать и знать.’

Подготовка и перевод: Alexash

enjoytm

Слушай свое сердце.

Новые записи

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное