Трансцендентальный Блог

Питер Рассел «Высшее сознание»

ИСТОРИЯ ТМ

ТМ — это не новая техника. Она имеет богатую и длинную историю. Возможно, у нее не всегда было такое название, но основы техники медитации много раз излагались в прошлом. Хотя сама техника ТМ была известна раньше, ее история не была непрерывной. Знания о ней неоднократно утрачивались.

Эта потеря — неизбежное следствие того, что обучение ТМ неоднократно искажалось, когда переходило от одного учителя к другому. Каждый раз, когда это происходит, обучение становится выхолощенным и неясным, и мало что остается от истины. Это похоже на копию копии, и каждая следующая лишь слегка искажена, но от оригинала не осталось и следа.

Как только практика искажается, она тут же теряет свою эффективность. Любое искажение уводит в сторону, оставляя лишь пустое описание медитации и ее эффекта. Мысль о том, что медитация на самом деле вещь простая, встречает усмешку.

Хотя ранее существовавшие техники медитации в основном утеряны, семена, из которых они произрастали, живы. Время от времени появляется учитель, который пытается распространить первоначальную технику. Мы являемся свидетелями возрождения древних техник медитации, в частности, одной из них, которая получила широкое распространение. Учитель, который в настоящее время возродил технику медитации и дал ее людям всего мира — это Махариши Махеш Йоги, известный больше как Махариши.

Брахмананда Сарасвати

До того как Махариши пришел из Гималаев в 1955 г., он был посвященным учеником известного индийского мудреца Брахаманда Сарасвати. Махараж Джагат-Гуру Бхагван Шанкарачарья из Джйотир-Матх, которого Махариши называл «Гуру Дев». Этот титул обычно дается учителю, который руководит традицией.

Гуру Дев родился в 1868 г. и начал свой духовный поиск в возрасте девяти лет. Еще маленьким мальчиком он понял, что нельзя получить полное удовлетворение в земных удовольствиях, и что истинное наслаждение идет изнутри. Он занялся поисками духовного учителя, поднявшись в Гималаи. Гуру Дев провел в поисках четыре года, прежде чем встретил учителя, который соответствовал его высоким критериям: учитель был не только глубоко осведомлен в философии, но был посвященным и дал обет безбрачия.

Махариши редко рассказывает о своем учителе, утверждая, что все, происходящее в видимой жизни, не может справедливо раскрыть сущность человека (состояние его внутреннего сознания). Он, впрочем, рассказывает одну историю, которая показывает, с какой упорной настойчивостью молодой человек искал учителя.

Во время своих путешествий мальчик встретился с саньясином, это человек, который отказался от всего материального. По традиции, таким людям не разрешалось готовить самим себе пищу, поскольку был запрет на использование огня. Когда мальчик встретил этого человека, первое о чем он спросил у него, может ли он пользоваться огнем. Человек этот страшно разозлился и начал упрекать ребенка за такой вопрос; разве мальчик не знал, что затворникам не разрешается иметь дело с огнем и что оскорбительно спрашивать об этом? Мальчик ответил просто, что если нет огня и неоткуда его взять, то как же огонь загорается? Мужчина понял, что перед ним больше, чем обыкновенный ребенок, и предложил мальчику стать его учеником. Но мальчик уже знал достаточно, чтобы понять, что этот святой не отвечает его требованиям.

После четырех лет поисков в Гималаях, он, наконец, встретил человека, который удовлетворял его требования. Это был Свами Шри Кришнананд Сарасвати, великий мудрец того времени, который жил в глубине гор в местечке под названием Уттар-Каши, чаще называемом «Долина Святых». Мальчик, вскоре стал его ближайшим учеником и пробыл с ним 20 лет.

В возрасте 34 лет он оставил своего учителя и удалился в пещеру в центральной Индии, чтобы прожить в уединении 40 лет. Он был почти полностью отрезан от людей. Горы, в которых он находился, были дикими и неосвоенными, но, даже имея минимальные контакты с людьми, он стал широко известным посвященным.

После 20 лет уединения его попросили покинуть горы и принять титул Шанкарачарьи в Джйотир-Матхе в северной Индии. Это один из четырех центров обучения, которые Ади Шанкара основал за много столетий до того, пытаясь сохранить учение Вед неискаженным. За последние 150 лет не было ни одного достойного претендента на этот пост. Для последователей традиций Шанкары было ясно, что Брахмананда Сарасвати был полностью реализованным человеком, способным вернуть людей в Индии к первоначальному учению. Но он отказался. Ему постоянно направлялись просьбы покинуть лес и горы и занять этот важный пост, но он упорно отказывался. Прошло еще 20 лет, и на этот раз он не смог отказаться. В Индии каждые 20 лет происходит большая встреча всех святых в Аллахабаде, где встречаются три священные реки — Ганга, Ямуна и Сарасвати. Этот праздник называется Кумбха Мела. По традиции все отшельники спускаются с гор. Вместе с тысячами других Гуру Дев покинул свою пещеру, чтобы участвовать во встрече. Пользуясь случаем, его сторонники организовали церемонию инаугурации. Будучи официально представленным как Шанкарачарья из Северной Индии, Гуру Дев принял оказанные ему почести. Он не вернулся в горы, а провел остаток жизни, путешествуя и преподавая по всей Северной Индии и пытаясь восстановить правильное понимание древних учений.

Махариши Махеш Йоги

В это время Махариши изучал физику и химию в университете Аллахабада. Помимо учебы он очень интересовался духовными учителями и услышав, что Брахаманда Сарасвати находится в Аллахабаде, пришел в дом, где остановился учитель. Махариши вспоминает, как его проводили в комнату под самой крышей, где он сидел в полной тишине, не видя и не слыша известного святого. Спустя некоторое время вдали показалась машина и свет фар мгновенно осветил лицо мудреца. И тотчас же, не сказав и слова, Махариши понял, что перед ним спокойный и мудрый человек. Посетив его несколько раз, Махариши решил стать его последователем. Гуру Дев согласился при одном условии, что тот сначала закончит учебу. Махариши закончил университет, а потом провел двадцать лет, учась и работая с Гуру Девом.

За это время Махариши стал ближайшим учеником Гуру Дева и унаследовал мудрость и знание его учения. Со всем этим знанием он решил уединиться в предгорьях Гималаев. В то время у него не было каких-то особых планов. Он просто хотел побыть в уединении и покое. Но после двух лет одиночества он ощутил призыв вернуться в мир. Затворники пытались переубедить его. По их мнению, окружающий мир был чем-то грязным, и просветленному человеку не имело смысла соприкасаться с ним.

Но желание Махариши росло, и он окончательно покинул покой и одиночество своей кельи и направился в северную Индию. Потом он переехал на юг и, неожиданно, его попросили преподавать медитацию. Итак, после двух лет уединения последовали сорок лет наибольшей активности. Махариши продолжает работать день за днем, месяц за месяцем. У него нет времени, чтобы почитать газету или просто поговорить. Все его время посвящено задаче развития коллективного сознания.

Несмотря на все усилия, которые он отдает работе, никакой личной заслуги в своем успехе он не усматривает. Все заслуги он отдает своему учителю Гуру Деву. Поэтому все свои лекции он завершает словами «Джай Гуру Дев», что значит «Слава Гуру Деву». Это слова признательности Гуру Деву за то, что распространение учения стало возможным.

Отрывок из книги Питера Рассела «Высшее сознание»

Материал к публикации подготовил Юрий Мирошников

enjoytm

Всё начинается с Сердца!

Add comment

Новые записи

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное