Назад | Оглавление | Вперед
Стих 1.40
Вековые семейные дхармы теряются с разрушением семьи. С потерей дхармы адхарма овладевает целой семьей.
“Дхармы”, форма множественного числа слова “дхарма”, означает различные силы природы, поддерживающие различные дороги на пути эволюции. Они находят выражение в качестве специфических образов деятельности или различных путей праведности, которая поддерживает гармонию всего жизненного потока — каждого аспекта жизни в надлежащем равновесии с любым другим аспектом — и устремляет этот поток в направлении эволюции. Передаваемые из поколения в поколение, эти специфические виды деятельности образуют то, что мы называем традицией. “Семейные дхармы” и есть эти традиции.
“Адхарма” — означает отсутствие дхармы. Когда преобладает адхарма, утрачивается великая сила природы, которая поддерживает равновесие между позитивными и негативными силами, и это создает преграду на пути эволюции.
Арджуна употребляет слово “вековые”, потому что жизненные идеалы, выдержавшие испытание временем, представляют истинный путь эволюции, восходящее течение в природе. Все, что идет вразрез с эволюцией, недолговечно. А потому традиция, просуществовавшая века, доказывает свою правильность и близость к Истине, которая есть Жизнь Вечная. Поэтому Арджуна боится разрушить этот путь эволюции для грядущих поколений.
В процессе анализа качества акта сражения Арджуна являет дар предвидения и мощь интеллекта высокоразвитого ума. Ясно, что его мышление крайне логично и правильно и что оно, разумеется, не исходит с поверхностного уровня сознания. Его основа — дхарма, основная сила эволюции. Видение Арджуны не ограничено; границы его предвидения лежат в отдаленном будущем.
Как великий человек своего времени, Арджуна, прежде чем что-либо предпринять, оценивает влияние этого на последующие поколения. Только такое возвышенное состояние сознания могло вдохновить рассвет великой мудрости на земле.
Главная забота Арджуны — сохранение пути эволюции. Имея это в виду, он придает большое значение дхарме и поведению общества, которое поддерживает ее и поддерживается ею.
В следующем стихе Арджуна продолжает свои доводы.
Назад | Оглавление | Вперед