Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.29
Один видит в нем чудо, другой говорит о нем как о чуде, и как о чуде третий слышит о нем. И все же (видя, говоря и слыша) некоторые не понимают его.
Поскольку “я” — непроявленной природы, и так как жизнь человека всегда в области проявленного, не следует удивляться, что некоторые люди слышат о нем с большим удивлением, а другие и вовсе не способны это понять. Цель этого стиха просто обрисовать несхожесть природы эфемерных и вечных аспектов жизни. Хотя Арджуна очевидно не знаком с вечной Реальностью, Господь не ставит целью подчеркнуть трудность Ее понимания. Для некоторых это чудо, потому что, хоть и вездесущая, Она обнаруживается как индивидуальное “я”, и, хоть и вечная, Она оказывается умирающей и рождающейся. Вот почему трудно постичь Ее полную природу благодаря простому интеллектуальному процессу. Необходим непосредственный опыт, чтобы правильно понять абстрактную реальность.
Есть и другой подтекст. До сих пор различными способами Господь пытался заставить Арджуну понять, что ему не следует печалиться. Но он не свободен от печали, и поэтому, как дополнительный шаг в деле его просветления, Господь указывает на то, что его ответ на то, что он услышал — чувство неизвестности. Чтобы ободрить его, Господь как бы говорит, что это ощущение неизвестности не суть важно, потому что это естественно в отношении знания о вечной жизни. Многие изумляются этому и находят это чудом.
Кто-то может принять другую точку зрения, и заключить, что Господь намерен показать, что Реальность труднодостижима, так как многие услышавшие о Ней и говорившие о Ней не способны понять Ее. Все же мудрее полагать, что цель стиха не убедить Арджуну в трудности достижения, но дать ему надежду, что, хотя многие находят это трудным, для него это окажется легким.
Этот стих говорит о вечной Реальности, которая для многих по-разному необычна, потому что каждый смотрит на нее со своего собственного уровня сознания. По этой причине многие из тех, кто ищут Ее, обнаруживают, что Ее невозможно достичь на уровне чувств и интеллекта, коль скоро те касаются только временных, феноменальных фаз жизни.
Следующий стих доводит до конца интеллектуальное описание двух аспектов жизни — вечно изменяющегося и вечно неизменного.
Назад | Оглавление | Вперед