Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.50
Тот, чей разум соединен (с высшим “Я”), отбрасывает и добро, и зло даже здесь. Поэтому посвяти себя Йоге. Йога — это искусство действия.
Здесь Господь сопоставляет противоположные характеристики Йоги и кармы (действия). Йога оттягивает стрелу назад; карма выпускает ее.
Говорят, что тот, кто пытается послать стрелу не оттянув сначала тетивы, обладает недостаточным чувством действия. Его выстрел не будет мощным, и его стрела не улетит далеко, так как сила не будет нести ее вперед. Умудрены в искусстве действия те, кто, прежде чем послать стрелу вперед, оттягивает назад тетиву.
По мере того как ум утверждается в трансцендентальном сознании, состояние Бытия вливается в саму природу ума, который, таким образом, достигает статуса космического разума. Выходя из трансцендентального состояния сознания, человек вновь обретает индивидуальность, благодаря чему он способен действовать в относительном поле жизни, но теперь он действует проникнутый Бытием. Такой человек так же естественно находится над влиянием правильного и неправильного, как богатый бизнесмен — над влиянием потерь и приобретений.
В этом стихе Господь подчеркивает, что Йога должна поднять человека до его настоящего качества вечной свободы в божественном сознании, где он всегда останется незатронутым влиянием действия, хорошее ли оно или плохое. И это не потому, что он должен быть лишен хороших и плохих плодов его действия, а потому, что ему должно, наслаждаясь плодами своего действия, наслаждаться также и состоянием вечной свободы.
Не действие и не его плоды сковывают человека; скорее это неспособность сохранять свободу, которая становится сковывающим средством. Йога устраняет эту неспособность. Слава Йоги в том, что она усиливает мощь и действия, и деятеля, возвеличивая жизнь во всех ее аспектах.
Путы, естественно, принадлежат полю действия, но не порождены действием: их порождает слабость деятеля. Когда мелкий предприниматель несет убытки, это оказывает глубокое воздействие на его ум. Это создает глубокое впечатление, которое вновь выходит на поверхность как желание получить выгоду, когда появятся благоприятные условия. Впечатление ума — это семя желания, которое ведет к действию. В свою очередь, действие производит впечатление на ум, и таким образом продолжается цикл впечатление—желание—действие, привязывая человека к циклу причины и следствия, циклу рождения и смерти. Это обычно называется сковывающим влиянием действия, путами кармы.
Когда Господь говорит, что Арджуна выйдет за пределы сковывающего влияния правильного и неправильного, Он сразу разъясняет, что это не будет результатом бездействия, но “искусства действия”.
Что такое “искусство действия”? Это техника исполнения действия так, чтобы весь процесс стал легким. Действие совершается с наименьшим усилием, позволяя деятелю сохранить свежесть, чтобы полностью насладиться плодами своего действия, в то же время оставаясь незатронутым его сковывающим влиянием. Более того, действие совершается быстро, так что деятель немедленно начинает наслаждаться результатами. “Искусство действия” не позволяет никакому негативному внешнему влиянию помешать исполнению действия, оно также не производит никакого негативного влияния самого действия ни на исполнителя действия, ни на кого-нибудь еще; напротив, оно способно создавать всецело позитивное влияние.
Процесс действия, если он выполняется с тем, что здесь названо “искусством действия”, дает во всех отношениях положительные результаты и позволяет деятелю извлечь из него максимальное благо. В то же время оно не оказывает на него сковывающего влияния. Это потому, что оно влияет на деятеля таким образом, что его плоды не оставляют в уме впечатления достаточно глубокого, чтобы сформировать семя будущего действия, так как деятель утвердился в своем высшем “Я”, вечном Бытии, и всегда остается непривязанным к полю деятельности.
Назад | Оглавление | Вперед