Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.54
Арджуна сказал: Каковы признаки человека, чей интеллект устойчив, кто поглощен высшим “Я”, О Кешава? Как говорит человек устойчивого интеллекта, как он сидит, и как он ходит?
Вопрос Арджуны показывает, что беседа до этого момента была понята им очень ясно и что ум его созвучен мыслям Господа Кришны.
“Кешава” — длинноволосый, Господь Кришна. Когда Арджуна спрашивает о внешних “признаках” человека устойчивого интеллекта, он обращается к Господу Кришне по имени, которое относится к Его внешнему облику. Арджуна хочет знать отличительные характеристики человека устойчивого интеллекта в те моменты, когда он глубоко уходит в себя, удалившись от деятельности, и когда он активен.
Есть два образа жизни: путь домохозяина и путь отшельника. Карма Йога — это путь домохозяина, в то время как Санкхья, путь знания, — это путь отшельника. Оба типа людей достигают состояния устойчивого интеллекта и, достигнув его, поднимаются над ограничениями жизни и общества. Их жизни являют синтез индивидуального и космического существования. Свобода, которой они живут, и универсальное мировоззрение, которого они придерживаются, вдохновляют общество, к которому они принадлежат. Их жизни — выражение тех первичных ценностей, которые являются основой социальных ценностей всех времен. Где бы они ни были — на шумном рынке или в тишине Гималайской пещеры, они путеводный свет человеческой расы. Арджуна спрашивает о неких признаках, неких отличительных метах таких душ. Будучи человеком практического склада, он хочет знать внешние приметы жизни, внутренне осуществленной.
Вопрос показывает, что его ум яснее в этот момент, чем он был в начале главы, когда он не мог мыслить решительно. Это также свидетельствует о том, что учение Санкхьи и Йоги властно прояснить ум человека и возвысить его сознание.
Арджуна спокойно слушал Господа Кришну. Беседа из сорока трех стихов (11—53), обратила его “подвешенное” состояние в мысли конкретной природы. Не занятый более скорбными мыслями, его ум начинает теперь вопрошать о практических аспектах целостного состояния жизни. И это преображение произошло в пять-десять минут, время, требующееся для произнесения этих стихов.
На его вопрос отвечают следующие восемнадцать стихов, которые являют характеристики реализовавшихся людей, кто обрел устойчивый интеллект либо через отказ от действия посредством знания Санкхьи, либо через путь Карма Йоги.
Назад | Оглавление | Вперед