Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.19
Поэтому, оставаясь непривязанным, всегда совершай действие, достойное совершения. Занимаясь действием, истинно непривязанный, человек достигает Высшего.
Поэтому, говорит Господь, невовлеченный, как ты есть, отстраненный, как ты есть, навечно отделенный, естественно, как ты есть, от поля действия, совершай “действие, достойное совершения”.
Господь требует действия в состоянии свободы, и провозглашает, что свобода уже естественно дана человеку, человеческая жизнь уже в свободе. Для достижения свободы не нужны никакие усилия, она уже есть.
Итак, доктрина Карма Йоги только просит человека пребывать в его естественном и нормальном состоянии Самосознания, быть в своей собственной природе. Господь действительно советует ему действовать, и этот совет — для того, чтобы развить свободу в сознании Бога.
Движимый собственной природой ко все большему наслаждению, ум во время Трансцендентальной Медитации устремляется к более тонким полям опыта и самым спонтанным образом достигает состояния Бытия. Деятельность после того, как это состояние Бытия было достигнуто, так же спонтанно осуществляется природой. Поэтому развитие космического сознания, составляющего основу высшего достижения — сознания Бога — это естественный процесс, не требующий никаких усилий.
“Высшее”: Бог, восседающий над относительным и Абсолютным, в полноте обоих. Этот стих напоминает нам о 47-м стихе второй главы. Господь раскрывает значение неограниченного естественного действия на пути постижения сознания Бога сознанием. Предыдущие стихи выявили способность человека действовать естественным образом благодаря обладанию космическим сознанием. Данный стих показывает, что совершение действия ненапряженным естественным образом — это способ постижения “Высшего”. В состоянии космического сознания обоснованность действия принимается ради развития сознания Бога. Этот стих следует изучать очень внимательно, чтобы понять средство, которым можно достичь сознания Бога. Нельзя путать средство с целью. Космическое сознание, в котором высшее “Я” ощущается как отделенное от деятельности, — это не цель, не конечное состояние развития; это средство достижения сознания Бога.
Когда, благодаря медитации, ум достиг трансцендентального Самосознания и затем возвращается из поля абсолютного Бытия, для него становится необходимым заниматься деятельностью. Таким образом, природа трансцендентального Бытия, пронизавшая ум, имеет возможность сохранять себя, даже когда ум занят ощущением относительного поля жизни через чувства. Вот как человек постоянно пребывает утвердившимся в Самосознании и тем самым наслаждается жизнью в космическом сознании.
Вот как, благодаря действию трансцендентальная божественная природа вливается в практическую жизнь, делая человека полностью целостным, так что он действует в относительном поле существования, в то же время пребывая утвердившимся в абсолютном Бытии. В этом состоянии удовлетворенности его действия естественны и нормальны, “достойны осуществления”.
Когда, в состоянии космического сознания, высшее “Я” было осознано как отделенное от всякой деятельности, “действие, достойное осуществления”, это действие в преданности Богу.’ Деятельность преданности — самый возвышенный и самый утонченный вид деятельности, потому что оно сразу поднимает осознание отделенности Бытия, испытываемое от деятельности в состоянии космического сознания до единого состояния осознания одного лишь Бога. Осознание высшего “Я” и деятельности, осознание двух, дает путь к единству осознания Бога, в сознании Бога. Раздвоенность высшего “Я” и деятельности оказывается пронизанной Богом. Он один остается. Он один властвует жизнью, и в свете Его, пронизанное Им, высшее “Я” охраняет Единство с Ним и всем полем действия, которым Он властвует. В Нем находятся навсегда соединенные и высшее “Я”, и деятельность космического сознания.
Это состояние жизни в единстве сознания Бога, выраженное словами “достигает Высшего” в этом стихе, превозносящем действие в состоянии космического сознания.
Действие, достойное совершения, может быть рассмотрено на пяти уровнях жизни: первое, во время обычного бодрствующего состояния сознания; второе, когда самосознание было достигнуто и развивается в’ космическое сознание; третье — действие в состоянии космического сознания; четвертое — действие, помогающее космическому сознанию развиться в сознание Бога; и пятое — действие в состоянии сознания Бога. Этот стих касается трех последних уровней действия. Выражение “достойное осуществления” делает ударение на качестве действия, которое полезно для достижения более высоких состояний сознания.
Кто познал высшее “Я” в трансцендентальном сознании, кто познал высшее “Я” как отделенное от деятельности в космическом сознании, и кто достиг осуществления познанием высшего “Я” в Единении с Богом в сознании Бога, тот достиг состояния, где цель всякого1 действия осуществилась. Так как его “я” утвердилось во вселенском “Я”, нет ничего, что бы он мог получить у другого. Его высшее “Я” не вовлечено никоим образом — оно не вовлечено в деятельность (стих 17), и оно не вовлечено ни в какие отношения с “я” индивидуальных существ (стих 18). Его собственное высшее “Я” есть высшее “Я” всех существ.
Назад | Оглавление | Вперед