Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.27
Оставив внешние контакты снаружи, с внутренним видением между бровей; сбалансировав дыхание входящее и выходящее через ноздри,
Первый момент — это то, что внимание нужно переключить с внешнего поля чувственного восприятия. “Оставив внешние контакты снаружи” значит закрыть врата чувств для любого внешнего опыта и в то же время не думать об объектах чувственных впечатлений.
Второй момент — в том, что видение находится “между бровей”. Это значит, что видение направлено вовне изнутри, между бровей — оно направлено из-за бровей, и это делается с закрытыми глазами. Это состояние наибольшего расслабления глазных мышц. Оно действует успокаивающе на всю систему и имеет также одновременный эффект оставленных “внешних контактов” и сбалансированного “входящего и выходящего дыхания”. Этот момент часто превратно понимался, а стих превратно истолковывался, как выступающий в защиту концентрации видения между бровями. Такая практика могла бы обладать ценностью в других системах, строящихся на усилии. Концентрирование видения, таким образом, влечет за собой большое напряжение, даже с закрытыми глазами; такой практике нет места в Бхагавад-Гите, обучающей простому методу, не требующему усилий.
Третий момент — в том, что следует установить состояние баланса между вдохом и выдохом. Этот баланс означает, что они должны протекать равномерно, затем переставать течь в противоположных направлениях, приходя, наконец, к состоянию временного прекращения дыхания.
Есть много способов достижения этих трех целей. В некоторых практиках преобладает контроль чувств, в других — контроль мысли, в третьих — контроль дыхания. Но практика, к которой Господь обращается в этом стихе, — одна работает на все эти аспекты одновременно и приводит к состоянию, описанному в следующем стихе.
Назад | Оглавление | Вперед