Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.24
Оставляя без оговорок все желания, из которых рождается побуждение (к действию), контролируя селение чувств с каждой стороны единственно умом.
Определив до сих пор три состояния Йоги, Господь в этом и следующих четырех стихах описывает, как состояние Йоги в трансцендентальном сознании превращается в состояние Йоги в космическом сознании.
Таково чудо выражений Господа, что в каждом из этих пяти стихов’ в последовательности Он может развить не только тему достижения трансцендентального сознания, но бок-о-бок с этим — вторую тему: тему развития космического сознания, когда трансцендентальное сознание уже достигнуто. Параллельное представление этих двух тем — само по себе учение. Оно показывает, во-первых, что путь к космическому сознанию включает и путь к трансцендентальному сознанию, и, во-вторых, что космическое сознание развивается одновременно с ростом трансцендентального сознания в уме.
“Побуждение (к действию)”: стимул, который вызывает желание в нервной системе, приводит в действие органы восприятия и органы действия. Этот стимул противоположен процессу достижения того состояния спокойной готовности нервной системы, которое соответствует трансцендентальному сознанию. Вот почему, когда Господь объясняет весь процесс, делающий трансцендентальное состояние постоянным, Он делает ударение на необходимости предотвратить вмешательство противоположного процесса. В уме должно зародиться, однако, что даже хотя Господь и дает это предупреждение, он не выступает в защиту практики контролирования желания. Он утверждает как принцип, что желания не полезны2 на пути, так как они стимулируют нервную систему к внешней деятельности и это противоположно ее внутренней деятельности, дающей опыт все более тонких состояний мысли по мере продвижения ума по направлению к трансцендентальному сознанию.
Когда Господь говорит: “Оставляя без оговорок все желания, из которых рождается побуждение (к действию), контролируя селение чувств, с каждой стороны единственно умом”, Он имеет в виду занять ум процессом Трансцендентальной Медитации и позволить ему вступить в опыт тонких областей мышления.
Познакомившись с сознанием-блаженством в поле Трансцендентного, ум очень естественно и автоматически влечет в этом направлении, если ему позволено продвигаться не отвлекаясь. Господь говорит: “единственно умом”, подразумевая, что человек не использует никакой аскезы или принудительного контроля, чтобы закрыть врата чувств. Чувства автоматически заставляют себя спокойно следовать за умом, движущимся к Трансцендентному. При спокойном; направленном внутрь движении ума во время медитации желания автоматически отпадают. Здесь Господь говорит только, что человеку надо позволить уму следовать знакомой ему дорогой к Трансцендентному самым естественным и нормальным образом.
“Селение чувств” — место, где селятся чувства. Это структура нервной системы. Вся нервная система — это селение, отдельные чувства — крестьяне, а ум — помещик. Так, когда Господь говорит: “контролируя селение чувств с каждой стороны единственно умом”, принцип, который Он хочет нам раскрыть, таков: контролируй помещика, чтобы воздействовать на крестьян, дабы переориентировать селение, так, чтобы вся его деятельность, деятельность нервной системы, протекала в соответствии с законами природы, тогда как осознание высшего “Я” сохраняло бы свое естественное состояние в вечном Бытии. Это приводит всю жизнь в ее наиболее естественное состояние: абсолютное Бытие и относительное поле действия остаются разделенными и в то же время интегрированными в индивидуальной жизни в состоянии космического сознания.
Эта практика всецело умственная, но она непосредственно влияет на всю нервную систему, благодаря которой функционируют чувства. Следует заметить, что когда Господь приступает к учению о достижении космического сознания, Он говорит о нервной системе, физическом аспекте жизни, и особенно выделяет потребность в ее переориентации. Но нервная система человека настолько сложна и утонченна, что невозможно ее переориентировать физическим подходом. Эта трудность разрешается ударением, которым Господь выделяет слова: “единственно умом”. Тем самым Он предостерегает ищущего от любых попыток непосредственно контролировать чувства или влиять на нервную систему какими-либо физическими средствами. Переориентация нервной системы обязательна, чтобы сделать состояние трансцендентального сознания’ постоянным, но это должно быть вызвано умственным процессом. Если же ищущий пытается контролировать чувства на их собственном уровне, или если он пытается контролировать их умственным процессом, идущим вразрез с их естественными склонностями, результатом будет напряжение. Практика, которую преподает этот стих, абсолютно свободна от любой возможности напряжения.
“Контролируя селение чувств с каждой стороны”: это выражение показывает технику контролирования всех чувств в одно и то же время, не предполагающую какого-либо сопротивления им индивидуально на уровне самих чувств или нападок на их естественную склонность вести ум к своим объектам. Этот аспект учения предельно ценен. Когда чувства обращены внутрь во время направленного внутрь хода медитации, и вовне, во время направленного вовне хода медитации, тогда они становятся переориентированными самым естественным образом, так что их любая деятельность спонтанно согласуется с законами природы.
Этот процесс переориентации будет напряженным, если чувства ограничивают. Только если созданы условия, в которых свободная внутрен-
няя и внешняя деятельность чувств мотивируется их собственной природой наслаждаться, для человека возможно осознать, что большая интенсивность счастья находится на внутреннем направлении. И с осознанием этого формируется привычка пребывать под влиянием блаженства Бытия, чтобы дать начало космическому сознанию.
Назад | Оглавление | Вперед