Назад | Оглавление | Вперед
Стих 1.44
Люди, чьи семейные дхармы утрачены, так мы услышали, О Джанардана (Господь Кришна), неизбежно живут в аду.
“Семейные дхармы” — это силы различных принципов, поддерживающих координацию между разными членами семьи, и в то же время дающие возможность каждому члену семьи, сознательно или бессознательно, помогать всем другим членам семьи на их пути эволюции. Таковы семейные дхармы, например, те, что создают отношения матери с ее сыном или дочерью; или брата — с братом или сестрой, и так далее. Семейные дхармы поддерживаются семейными традициями. Если семейные традиции прерваны, люди, живущие вместе, не знают, как жить таким образом, чтобы их образ жизни естественно помогал эволюции других. Результат этого — утрата пути эволюции и усугубляющийся беспорядок и хаос в семье. Жизнь такой семьи подобна жизни в аду, и те, кто пал до такого испорченного образа жизни, остаются вне пути эволюции и продолжают влачить жалкое существование. Именно это имеет в виду Арджуна, говоря о том, что они “неизбежно живут в аду”.
Вот великое учение жизненной важности, которого не хватало на протяжении веков. Оно задает стандарт для любого общества.
“Семейная дхарма” — это установленная традиция, согласно которой люди, родившиеся в определенной семье, занимаются ремеслом этой семьи. Благодаря такой преемственности они работают эффективно, производят блага для общества и совершенствуются в своей профессии. Работая с легкостью и с удовольствием, они не изнуряют себя работой и находят время, чтобы регулярно заниматься практикой духовного раскрытия, которое лежит в основе всякого успеха в жизни. Вот как семейные дхармы и традиции помогают и отдельному человеку, и обществу.
Арджуна обращается к Господу Кришне как к “Джанардане”, как бы напоминая, что, уничтожив демона Джану, Он установил закон и порядок. Теперь же, в результате сражения, хаос станет господствовать, так как семейные дхармы будут утрачены — мир станет адом.
Тревога Арджуны по поводу разрушения дхарм показывает, что он рассматривает всю ситуацию с точки зрения работы природы.
Этот стих утверждает основополагающий принцип действия: действие должно быть таким, чтобы не оно не уклонялось от влияния невидимой силы дхармы.
Следующий стих показывает, как мудрость может отказать человеку, что и приведет к неправильным решениям.
Назад | Оглавление | Вперед