Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.41
В этой Йоге, О радость Куру, решительный интеллект однонаправлен, но разветвлены и бесконечно разнородны интеллекты нерешительных.
“В этой Йоге”: на этом пути к блаженству. Когда ум движется в направлении блаженства, он испытывает все возрастающую привлекательность на каждом шагу; подобно тому, как с приближением к источнику света постоянно усиливается его интенсивность. Когда ум испытывает возрастающее счастье, тогда он не блуждает, а остается сфокусированным в одном направлении, непоколебимым и решительным. Таково состояние ума, движущегося в направлении блаженства, и когда он приходит к непосредственному опыту блаженства, он теряет всякую связь с внешним и удовлетворен в состоянии трансцендентального блаженства. Когда ум вновь выходит из этого состояния в поле действия, он остается удовлетворенным, и, таким образом, поддерживает свое решительное состояние в большей или меньшей степени. Благодаря практике это состояние устанавливается. Это и имеет в виду Господь, когда Он говорит: “в этой Йоге … решительный интеллект однонаправлен”.
Умы тех, кто не практикует эту Йогу, постоянно находятся в поле чувственного опыта. Это не может дать уму ту великую радость, которая единственно способна удовлетворить его жажду счастья. Вот почему умы таких людей продолжают искать и блуждать без конца.
Господь здесь разъясняет далее стих 38. Арджуне советуют подняться до состояния решительного разума. Ведь только в этом состоянии он сможет обрести ту уравновешенность ума в удовольствии и боли, обретении и потере, победе и поражении, которую Господь делает предпосылкой битвы.
Может показаться, что есть что-то негативное в атом подходе к Реальности, так как, хотя цель состоит в том, чтобы Арджуна утвердился в решительном состоянии ума, в этом стихе подчеркиваются характеристики нерешительного разума. Это важно. Если человек на вершине горы, желая направить другого, находящегося лишь на полпути к этой вершине, выкрикивает направления к тому месту, где он сам стоит, это не поможет другому человеку добраться до вершины. Прямой способ направить его вверх — прежде всего рассказать ему, где он находится, описать, что его окружает, таким образом дав ему осознать его положение, и тогда направить его к вершине. Арджуна пребывает в состоянии нерешительности, и намерение Господа — привести его в решительное состояние, прежде всего показав ему все, что касается нереши-тельньк состояний ума, а затем направив его к решительному состоянию.
Указав на эти два состояния ума, Господь в трех следующих стихах объясняет условия, при которых ум продолжает оставаться нерешительным. После этого Он подскажет Арджуне, как подняться из этого состояния и стать решительным, чтобы его ум мог утвердиться в Реальности.
Назад | Оглавление | Вперед