Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.66
Тот, кто не утвердился, — не имеет интеллекта, не имеет он и устойчивой мысли, Человек без устойчивой мысли не знает покоя; для того, у кого нет покоя, как может быть счастье?
Слава установившегося интеллекта раскрывается здесь. Когда ум утвердился в высшем “Я”, тогда он созвучен космическому разуму, и только тогда он обладает тем, что Господь называет “интеллект”, способность различения. Пока человек не созвучен космическому разуму, нет ни настоящей мудрости, ни устойчивости, ни мира, ни счастья в истинном смысле.
Стих может быть интерпретирован как указующий ступени, которые мирской ум проходит на пути к сознанию-блаженству. Смущенный в миру, как он есть, ум должен стать спокойным, чтобы обладать устойчивой мыслью, которая затем сведется к состоянию однонаправленности, называемому “интеллектом”, который затем станет утвердившимся в Бытии.
Когда во время медитации ум вступает в опыт тонких уровней мысли, он становится более собранным, более устойчивым с каждым шагом и поэтому ощущает, что он вступил в поле растущего очарования. Этот процесс завершается абсолютным счастьем Трансцендентного.
Если ум более устойчив, это лучшее положение, чтобы испытывать большее счастье. Как на спокойной поверхности воды солнце отражается яснее, так и более спокойный ум получает более отчетливое отражение вездесущего блаженства абсолютного Бытия. По мере того как ум постигает более тонкие области мышления в течение медитации, происходит одновременное замедление обменных процессов. Это упрочивает нервную систему в положении вечно возрастающего покоя. В конце концов, когда нервная система приходит в абсолютно умиротворенное состояние, она отражает Бытие, и это дает начало сознанию-блаженству.
Состояния трансцендентального сознания нельзя достичь, пока нервная система не станет совершенно спокойной. Эта истина раскрывается в словах: “Для того, у кого нет покоя, как может быть счастье?” Блаженство уже есть, необходимо только успокоить блуждания ума.
Здесь возникает вопрос. Если блужданиями ум обязан поиску счастья, то нельзя ли сказать: “Пока нет счастья, как может быть покой?” Конечно, нет; выражение “пока нет счастья” в корне неверно; Господь Кришна не мог бы так поставить вопрос, потому что это неправильно. Ведь блаженство вездесуще и вечно, тогда как счастье, — это отражение вездесущего блаженства в уме. Абсолютное блаженство присутствует всегда, а ощущение счастья зависит от степени устойчивости ума. Если ум более собран, более спокоен, он испытывает больше счастья.
Во время медитации ум, вступая в тонкие фазы мысли, становится более собранным и более спокойным’, вот почему он продолжает идти этим путем автоматически. Эту истину выражают Упанишады, когда они провозглашают, что счастье различается в различных состояниях сущего на разных уровнях эволюции. По мере того как в течение медитации ум развивается до более высоких уровней сознания, он испытывает возрастающие степени счастья, пока не придет к абсолютному блаженству в наиболее высоко развитом состоянии чистого трансцендентального сознания.
Назад | Оглавление | Вперед