Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.70
Тот, в кого все желания входят подобно водам, вливающимся в вечно полное и неподвижное море, обретает покои, а не тот, кто лелеет желанья.
Когда человек поднялся до этого последнего состояния сознания, в котором его высшее “Я” обособлено от относительных состояний жизни — бодрствования, сновидений и глубокого сна, — и не затмевается ими, тогда его состояние подобно полному и спокойному океану. Будучи состоянием абсолютного блаженства, оно является целью всех желаний в жизни.
Желания возникают из конкретной потребности, от отсутствия счастья; ум постоянно ищет область большего счастья. Таким образом желания всегда струятся к вечному сознанию-блаженству, как реки — к океану. Едва достигнуто постоянство сознания-блаженства, желания выполнили свое предназначение и поэтому устремления просто не возникают. Это состояние истинного удовлетворения, состояние устойчивого покоя.
Господь говорит, что устойчивого покоя никогда не достигает тот, кто не полон самим собой и все еще жаждет мирских вещей. Однако, это не значит, что для того, чтобы обрести в жизни покой, человек должен перестать желать и стремиться. Именно желания ведут человека к большему счастью и осуществлению, а не контроль и истребление желаний, как широко пропагандировалось на протяжении веков.
Этот стих также был неверно истолкован, последствием чего стали вялость и неэффективность, в особенности, в жизни молодых людей Индии. Чрезмерный фатализм оказался губительным для их физического благополучия и для материального прогресса общества. Думая, что желания и стремления не приведут к покою, люди начинают воздерживаться от предпринимательства и перестают открывать врата прогресса. Это просто неправильное понимание учения Господа.
Стих ясно показывает Арджуне, что Самосознание реализовавшегося человека подобно океану, который принимает любой поток желаний и удовлетворяет его, не подвергаясь влиянию.
Океан принимает реки, впадающие в него, и не отвергает ни одного бурно вливающегося потока, и все же его статус остается незыблемым. Таково состояние установившегося интеллекта, на который ничто не может воздействовать извне. Это состояние вечного покоя.
Следующий стих дает технику сохранения столь постоянного состояния покоя среди активной деятельности.
Назад | Оглавление | Вперед