Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.18
Когда его ум, совершенно уравновешенный, утвержден единственно в высшем “Я”, когда он свободен от страстного желания какого-либо наслаждения, тогда говорят, что он единенный.
Это описание состояния ума, достигнутого благодаря практике, описанной в предыдущих стихах.
“Его ум, совершенно уравновешенный”: это касается трансцендентального сознания, в котором ум стал безграничным и безмолвным океаном чистого сознания, без единой волны мысли. Можно также сказать, что это касается космического сознания, в котором спокойствие океана не потревожено, несмотря на волны мыслей и ощущений.
Можно возразить, что это сама природа ума — становиться совершенно уравновешенным в любом объекте опыта, потому что разве в стихе 67 второй главы не говорится, что интеллект человека уносится чувствами подобно “кораблю, гонимому ветром по водам”? Если это такой случай, то разве ум, влекомый силой чувств, не становится совершенно уравновешенным при контакте чувств с их объектами и не наслаждается счастьем, извлекаемым из этого?1
Чтобы не оставить места для таких возражений и избежать превратного понимания, Господь говорит: “утвержден единственно в высшем “Я”. Это выражение имеет значение на двух уровнях: на уровне трансцендентального сознания и на уровне космического сознания. На трансцендентальном уровне нет ничего, кроме высшего “Я”. Природа высшего “Я” — чистое сознание, космический разум, космическое существование, космическая жизнь, вечное Бытие, абсолютное блаженство. Оно трансцендентное, вечно одно и то же, нетленное. Оно “меньше самого малого”, оно — тишина. Слово “Я” выражает невыразимую трансцендентальную Истину жизни. Ум, выходя в это поле, теряет свою индивидуальность и обретает свою истинную природу в качестве чистого Бытия.
На уровне космического сознания выражение “утвержден единственно в высшем “Я” означает, что посреди всякого поведения, в деятельности или тишине состояний бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна, человек осознает высшее “Я” как полностью отделенное от поля деятельности и, таким образом, остается утвержденным единственно в высшем “Я”. Разнообразным ощущениям жизни не удается затмить это состояние космического сознания и полное осуществление, достигнутое умом.
Объяснив устойчивый и непоколебимый характер ума в состоянии вечной удовлетворенности, Господь обращается к практической ценности такого состояния ума; ибо принцип или состояние ума, которое не имеет практической пользы в повседневной жизни, малозначимо в мире. Господь сказал Арджуне, что Йога, которую он здесь излагает, была дана первым правителям мира тем самым помещая ее на очень практический уровень. Более того, на протяжении всей беседы, в конце любого объяснения высокодуховной и абстрактной природы, Господь говорит что-нибудь, чтобы привязать это к практической жизни. Здесь Он говорит:
“свободен от страстного желания какого-либо наслаждения”.
“Свободен от страстного желания какого-либо наслаждения” значит осуществившийся. Страстное желание наслаждения возникает из-за отсутствия удовлетворенности, причиной может быть недоступность объектов чувств или неспособность чувств испытывать радость, которая доступна2. Но едва человек утвердился в состоянии, описанном в этом стихе, он вечно удовлетворен, и это состояние вечной удовлетворенности не оставляет места для какого-либо страстного желания3.
Это состояние свободы “от страстного желания какого-либо наслаждения” находится на уровне того полного осуществления жизни, где индивидуальное бытие едино с космическим Бытием. Оно находится на уровне “вечной свободы в божественном сознании”4; на уровне “поддерживающем ваше сознание в высшем “Я”5; на уровне Единения и знания6. Это осуществляет стремления, выраженные стихом 55 главы II и стихом 38 главы IV; и удовлетворяет уровню достижения, заданному стихом 8 главы V.
Это состояние находится на уровне, где пути Санкхьи и Карма Йоги встречаются, чтобы найти осуществление в общей цели, как это высказано стихом 5 главы V.
“Единенный”: в стихе 8 это слово было употреблено, чтобы обозначить “уравновешенность мировоззрения”; здесь, как и в стихе 14, ему придается гораздо более широкий смысл. Оно используется в смысле всего бытия, заключая в себе все поле ума, его тишину и его желания и деятельность, все поле жизни, лежащее между двумя крайностями — путами и вечной свободой, между индивидуальным человеком и космическим Божеством, Оно обозначает жизнь в космическом сознании, которая включает относительное и Абсолютное.
Назад | Оглавление | Вперед