TM

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.17

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 6.17

Для того, кто умерен в пище и отдыхе, умеряет усилия в действиях, умерен в сне и бодрствовании, — для того Йога, которая разрушает скорбь.

Вот широкий принцип, следовать которому должен тот, кто хочет жить жизнью внутреннего покоя и счастья, объединенной с успешной деятельностью во внешнем мире. Телу следует давать отдых, в котором оно нуждается, и человек должен заниматься деятельностью, но не до состояния изнеможения. Отдыхать следует в должном соотношении, то есть ни слишком мало, ни слишком много. Господь подразумевает, что жизнь должна течь размеренным образом, с правильной мерой активности и со справедливой оценкой каждой вещи. Человеку следует избегать крайностей во всем и регулярно медитировать, и это приведет к состо­янию внутреннего покоя и свободы от пут, описанному в стихе 15.

“Йога, Единение, —. это не только состояние, в котором ум укреплен в божественном сознании. Это в то же время состояние индивидуальной жизни, в котором каждый аспект бытия находится в совершенной гармонии с божественной жизнью и жизнью в природе. Это состояние может стать постоянным только когда физическая нервная система достаточно подготов­лена, чтобы поддерживать его. Ум, как утверждалось в стихе 15, находится в согласии с космическим умом, или разумом Бога, тогда как функциони­рование тела подстраивает себя к функционированию космической природы. Чувства поднимаются до самых высот своих способностей, чтобы ощущать и наслаждаться объектами на уровне божественной игры. Но для тела, ор­ганов и чувств, чтобы функционировать своим наиболее естественным об­разом, в полном созвучии с законами природы, абсолютно необходим уме­ренный образ жизни; чтобы все, связанное с пищей и деятельностью, ос­тавалось в умеренных рамках, чтобы поддерживалась золотая середина.

“Умерен в сне и бодрствовании”: в своем высшем смысле это вы­ражение указывает, что человек лишь умеренно вовлечен’ в состояния сна и бодрствования. Это означает, что состояние бодрствования, состо­яние знания и ощущения объективного мира, в основном, поддержива­ются чувствами, тогда как ум преимущественно содержится в Бытии. И в состоянии сна тело и чувства полностью удалены от деятельности, но ум не захвачен сном: хотя и обособленный от всякой деятельности, он бодрствует в своем осознании. Таким образом, человек “умерен в сне и бодрствовании” в том смысле, что он не полностью поглощен ими.

“Умерен в пище”: чтобы быть умеренным в пище, необходимо под­держивать нормальное функционирование всей системы. При регулярной медитации утром и вечером функционирование внутренних механизмов поддерживается в нормальном состоянии2, и человек становится по при­роде “умеренным в пище и отдыхе”.

“Отдых” — означает рекреация, воссоздание нормального функцио­нирования всей системы, так чтобы она была способна действовать на максимуме своих возможностей. Когда определенные механизмы тела принуждают к одному специфическому виду деятельности, они устают, и человек утрачивает эффективность в этой деятельности. Когда он зани­мается другим видом деятельности, другие механизмы становятся актив­ными, а уставшие отдыхают, тем самым восстанавливая свою действен­ность. Это и называют отдыхом. Те виды отдыха, которые основаны на смене деятельности во внешней области жизни, не воссоздают всю си­стему одновременно, и поэтому не возобновляют действенность в максимальной степени. Трансцендентальная Медитация воссоздает, она дей­ствительно создает состояние спокойной готовности для всей системы и омолаживает ее, таким образом осуществляя цель отдыха.

“Умеряет усилия в действиях” значит, что человек не должен пере­напрягаться, когда работает. Под этим подразумевается, во-первых, что человек должен быть достаточно сильным, чтобы не уставать, — другими словами, он должен быть энергичным, оживленным и свободным от лени;

и во-вторых, что его дело должно быть в согласии с его собственной дхармой1, сообразно с законами природы2, иначе природа заявляет свой молчаливый протест против усилия, и человек вынужден прилагать слиш­ком большие “усилия в действиях”. Регулярная практика Трансценден­тальной Медитации осуществляет обе эти потребности, потому что она обеспечивает большую энергию и создает гармонию в природе.

Не следует понимать, что “умерять усилие в действиях” — предвари­тельное условие Йоги. Это качество растет по мере продвижения прак­тики. Это не что-то, что может быть достигнуто без преображения самой природы человека и его окружения. По мере продвижения практики ме­дитации, она без усилий преображает и его внутреннюю природу, и влияние его окружения. Это автоматически заставляет его “умерять усилия в действиях”.

Каждое условие, заданное в этом стихе, делает ударение на умерен­ности, которая наиболее эффективно достигается с помощью регулярной практики Трансцендентальной Медитации. Поэтому Трансцендентальная Медитация может считаться наиболее эффективной формой отдыха.

“Йога, которая разрушает скорбь”: ранее уже было сказано, что транс­цендентальное состояние сознания — это состояние Йоги. Это, несом­ненно, состояние блаженства, но каким образом блаженство, которое заключается в трансцендентальном состоянии, помогает положить конец скорби и страданию в относительной области жизни? Взяв трансценден­тальное блаженство, и перенеся его в область относительного существо­вания, в сфере, в которой преобладали скорби и страдания, блаженство начинает преобладать. Выражение “Йога, которая разрушает скорбь” разъ­ясняет, что различные моменты, которые этот стих выявляет, рассматривая поведение, составляют основную часть практики, предназначенной пре­образить трансцендентальное чистое сознание в космическое сознание3.

Данный стих объясняет общую модель поведения, которая единственно позволяет влить блаженство, испытанное во время медитации, в относи­тельную фазу существования. Вся его цель — предостеречь ищущего от того, чтобы придать слишком много значения какому-либо одному аспекту относительной жизни. Если только он принимает вещи в их должном соотношении, ни в одном аспекте его жизни не возникнет напряжения. Именно этот гармоничный уровень существования обеспечивает основу, на которой божественным Бытием можно жить в миру. Это далее объ­ясняется словом “единенный” в следующем стихе.

Назад | Оглавление | Вперед

Трансцендентальная Медитация

Слушай свое сердце!

20 знаменитостей о ТМ

7 шагов обучения Трансцендентальной Медитации

Бесплатная вводная лекция (45–55 минут)
Личная встреча (5–10 минут)
День 1: Персональная инструкция (1–2 часа)
День 2: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 3: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 4: Проверочная сессия (60–90 минут)
Завершение курса

Свяжитесь с вашим местным учителем ТМ.

Заявка на участие в ближайшем вебинаре

Теперь, не выходя из дома или офиса, вы узнаете:

Что такое Трансцендентальная Медитация (ТМ) и как ее практиковать
Как забыть о стрессе и страданиях, и начать жить полной, счастливой жизнью с помощью ТМ
Почему ТМ работает сразу же, с первого дня

Занятия онлайн проводят квалифицированные Учителя ТМ с многолетним опытом.

Рэй Далио: Как работает техника ТМ

Новые записи

Задайте Ваш вопрос в Вацап

Вам ответит квалифицированный учитель Трансцендентальной Медитации:

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное