Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.26
Пусть не создает мудрец смущения в умах невежественных, привязанных к действию. Утвердившийся в Бытии, он должен предписывать им совершать все действия, должным образом занимаясь ими сам.
“Пусть не создает мудрец смущения в умах невежественных”: состояние реализовавшегося человека это результат многих лет внутреннего развития, основанного на истинных ценностях жизни. Это побуждает его
жизнь течь естественно в правильном русле поведения. Хотя его Бытие протекает над сферами правильного и неправильного, его действия, вполне естественно, — правильные действия. В этом стихе ему советуют позволить невежественному человеку исполнять свой долг. Он должен воздержаться рассказывать ему, что состояние просветления свободно и от добра, и от зла, и что все поле относительности — это просто игра трех гун, которые не принадлежат его Бытию.
Вероятно, даже важнее, что мудрый человек не должен смущать невежественного, рассказывая ему о невовлеченной природе высшего “Я”. Интеллект человека, который не реализовал себя, целиком вовлечен в деятельность. Реализовавшийся не должен создавать разделения в уме такого человека. Ему не следует говорить с ним об отделенности высшего “Я” от деятельности, иначе невежественный человек может утратить интерес к практической жизни, и если это случится, он никогда не будет способен достичь реализации. Это не интеллектуальное понимание раздельности Божественного и деятельности, но, скорее, опыт этого состояния, которое дает человеку просветление. Чтобы человек мог получить этот опыт и утвердился в нем, необходима сознательная деятельность как в грубом, так и в тонком поле жизни. Господь призывает мудреца: “Обучи невежественного Трансцендентальной Медитации, чтобы он смог заниматься более тонкими фазами деятельности и тем самым постигать трансцендентное Бытие, высшее “Я”, в Его истинной природе, как лишенное всякой деятельности. Научи его, что, достигнув этой реализации, он должен продолжать действовать в своей повседневной жизни, так чтобы это прочно утвердилось в самой природе его ума. И подай ему пример, “должным образом занимаясь действиями сам”.
“Все действия”:, каждый вид деятельности необходим для жизни в мире — деятельность эго, интеллекта, ума и тела. Всякая деятельность, грубая и тонкая, в каждом поле жизни занимает свое место в плане эволюции человека.
Деятельность на более тонких уровнях — это деятельность процесса мысли. Во время медитации процесс опыта с каждым мгновением становится все более утонченным, и в конце концов ум выходит за пределы тончайшего уровня деятельности. Господь подразумевает, что этой более тонкой деятельностью также не следует пренебрегать среди грубой деятельности мышления, речи и действия. Мудрым дано присмотреть, чтобы всякая деятельность, грубая и тонкая, предпринималась каждым человеком в обществе в надлежащей пропорции — деятельность повседневной жизни должна дополняться утренней и вечерней медитацией.
“Все действия” не следует воспринимать как включающие неправильные действия. Это было показано в стихах 8 и 9.
Следующие стихи представляют оправдание Господом Кришной совершения всех правильных действий невежественным.
Назад | Оглавление | Вперед