Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.10
Освобожденные от привязанности, страха и гнева, растворенные во Мне, нашедшие во Мне прибежище, очистившиеся аскетизмом мудрости, многие пришли к Моему Бытию.
Последовательность высказанных здесь мыслей очень значима: “Освобожденные от привязанности, страха и гнева” — предпосылка к “растворению во Мне”.
“Освобожденные от привязанности, страха и гнева”: привязанность1, страх и гнев2 находят благодатную почву в невежестве, где “я” не обнаружило себя в высшем “Я”. Как объясняется в стихе 45 второй главы, Трансцендентальная Медитация выводит ум в поле сознания-блаженства, высшего удовлетворения и безграничной энергии, не оставляя места для какой бы то ни было слабости. Она приводит ум в состояние Бытия, составляющее основу сознания Бога, суть которого передана здесь словами “растворенные во Мне” и “нашедшие во Мне прибежище”.
“Очистившиеся аскетизмом мудрости”: аскетизм — это отречение от чувственных наслаждений или выход из поля чувственной деятельности и наслаждения. Цель аскетизма — очищение через освобождение ума от воздействия объектов чувств. Таким же образом знание отделяет высшее “Я” от всего поля деятельности. Таково значение выражения “аскетизм мудрости”. Это не следует понимать в том смысле, что путь знания связан с такими же трудностями и лишениями, что и практика аскетизма. Напротив, процесс приобретения знаний наполнен радостью от начала до конца, от состояния трансцендентального сознания через космическое сознание к сознанию Бога. На пути к Трансцендентному ум обретает все большую свободу от “грубых” полей опыта, а это все больше приближает его к состоянию чистоты. В конце концов, ум выходит за пределы тончайшего состояния опыта, он предоставлен самому себе и тогда он достигает состояния абсолютной чистоты.
Это состояние абсолютной чистоты, достигнутое во время трансцендентального сознания, становится постоянным в космическом сознании и достигает своего апогея3 в состоянии чистоты, рожденной знанием конечного единства жизни в сознании Бога. В этом состоянии знания человек приходит к тому Единению .с Богом, о котором Господь говорит:
“Многие пришли к Моему Бытию”.
Словом “многие” Господь предлагает надежду на Единение с Богом любому человеку.
Описав здесь прямой путь достижения конечного знания в сознании Бога, в следующем стихе Господь говорит о Его реакции на способ приближения, усвоенный ищущим.
Назад | Оглавление | Вперед