Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.13
Четырехкратный порядок был создан Мной -, согласно разделению гун и действий. .у Хотя Я и автор его, знай Меня как не-деятеля, неизменного.
Все сотворенное есть взаимодействие трех гун. С нарушением первоначального равновесия саттвы, раджаса и тамаса начинается процесс их взаимодействия. Это и есть начало творения. В каждом аспекте творения обязательно присутствие всех трех гун, поскольку одновременно с творением начинается процесс эволюции, и это требует наличия двух сил, противодействующих друг другу, и одной, которая дополняла бы обе эти силы.
Саттва и тамас противостоят друг другу, а раджас — сила, которая дополняет и ту, и другую. Тамас уничтожает достигнутое состояние. Саттва создает новое состояние в недрах разрушающегося старого. Таким образом, через одновременно протекающий процесс созидания и разрушения движется процесс эволюции. Сила раджаса играет необходимую, но нейтральную роль в созидании и разрушении; она поддерживает связь между силами саттвы и тамаса. Итак, для любого состояния проявленной жизни необходимы все три гуны.
“Четырехкратный порядок”: по законам математики, три гуны могут вступать друг с другом в следующие шесть сочетаний:
- Саттва преобладает, раджас играет второстепенную роль;
- Саттва преобладает, тамас играет второстепенную роль;
- Раджас преобладает, саттва играет второстепенную роль;
- Раджас преобладает, тамас играет второстепенную роль;
- Тамас преобладает, саттва играет второстепенную роль;
- Тамас преобладает, раджас играет второстепенную роль.
Сочетания 2 и 5 невозможны из-за противоположной природы саттвы и тамаса. Следовательно, имеется только четыре возможных сочетания трех гун.
Это и есть четырехкратный порядок в творении. Каждый вид, будь то растение, животное или человек, подразделяется на четыре категории в соответствии с четырьмя сочетаниями гун, определяющих естественный образ действий каждой категории.
“He-деятель”: деятельность во всех областях жизни обусловлена тремя Гунами’. Конечное универсальное Бытие — это основа гун; таким образом сказано, что “Я” непроявленного вездесущего неизменного Бытия есть Творец. Он — Творец, и в то же время, вечно пребывая в Своем собственном Бытии, Он не вовлечен, Он — “не-деятель”2.
Пример поможет лучше пояснить эту мысль. Ионы кислорода и водорода, соединяясь, создают свойства воды. Вода замерзает, и в результате возникают свойства льда. В этих различных состояниях — газа, жидкости и твердого тела — основные элементы, а именно кислород и водород, остаются неизменными. Поскольку они являются основным материалом, из которого образуются газ, вода и лед, можно сказать, что кислород и водород создали эти различные субстанции. Но поскольку на всех этих разнообразных стадиях кислород и водород остаются тождественными себе, их можно считать не-действующими. Именно таково состояние конечного Бытия. Как основа всего сущего оно и есть “автор”, а как вечно не меняющееся оно и есть “не-деятель” и “неизменное”.
Когда Господь говорит: “знай Меня как не-деятеля”, Он просит Ар-джуну вывести свой ум в трансцендентальное состояние сознания, за пределы поля трех гун, и получить непосредственное знание источника творения, самому убедиться в том, что абсолютная тишина — это творческая энергия и разум вечного Бытия, первоисточник всякой творческой энергии и разума в относительном поле.
В этом стихе Господь провозглашает Себя автором творения и в то же время заявляет о Своей абсолютной неизменной природе. Будучи всемогущим. Он способен сохранять Свой статус невовлеченного даже в процессе сотворения. Следующий стих далее проясняет эту мысль.
Назад | Оглавление | Вперед