Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.2
Итак, получив ее друг от друга, мудрецы королевской крови знали ее. Но с долгим течением времени, О испепелитель врагов, эта Йога была утрачена для мира.
Господь говорит, что эта техника интеграции жизни была вручена философам-королям, людям, которые в те времена вели активную жизнь и несли большую ответственность за судьбу мира. В те дни правители отвечали за все аспекты развития их народа: физический, умственный и духовный. Они несли эту мудрость Йоги народу в целом. В современном демократическом мире каждый человек должен заботиться о своих делах сам. Следовательно, вполне сообразно с нашим временем, что каждый человек должен чувствовать ответственность за свое собственное развитие.
Поскольку духовное развитие лежит в основе всех других форм развития, необходимо, чтобы эта великая наука и искусство успешной жизни были теперь вручены каждому человеку во всех концах земли.
Господь говорит: “получив ее друг от друга”. Тем самым Он придает несомненную достоверность этой системе Йоги. Она существует с самого начала истории. И снова Он говорит: “мудрецы королевской крови знали ее”, показывая драгоценность доктрины, которой следовали люди, занимавшие очень ответственное положение.
Причина ее утраты, говорит Господь, — “долгое течение времени”. Но в первом стихе Он назвал эту Йогу нетленной. Это подразумевает, что в то время, как принцип Йоги нетленен, практика Йоги нуждается в периодическом возрождении в соответствии с изменившимися от века к веку условиями жизни. Так как она пробуждает сознание человека к высшей чистоте, эта система Йоги равно приемлема для людей любой эпохи. Однако, иногда ей следуют не в первозданной чистоте; тогда желаемых результатов достичь не удается и это, в конце концов, ведет к безразличному отношению к практике Йоги. Так время от времени теряется этот великий принцип жизни. Однако он не может быть утрачен навсегда, ибо как Истина существования он должен появляться на свет снова и снова. Природа помогает восстановить его. Время от времени приходят учителя, чтобы своим прекрасным вдохновением еще раз указать путь. Они возобновляют традицию, сохраняющую учение. Возобновленная традиция остается господствующей до тех пор, пока она продолжает вдохновлять людей. Но когда она перестает отвечать потребностям эпохи, появляются новые учителя. Этот цикл повторяется снова и снова. Некоторые из тех, кто приходит возродить традицию, почитают путь древних учителей; другие, не умея связать традиционные объяснения с нуждами сегодняшнего дня, отдаляются от установленной традиции. Их учения образуют новые ветви на старом стволе.
Хранители древней традиции Ведической мудрости выступают как попечители главного ствола, от которого время от времени отходят новые ветви в виде различных религий, верований, философий и культур в разных частях мира.
Сейчас наиболее почитаемая традиция Ведической мудрости — это традиция Шанкарачарьи, которая в ее сегодняшней форме возникла около двух с половиной тысяч лет тому назад’ с учением первого Шанкарачарьи. Он возродил забытую Истину. Своим верным толкованием сущности Ведической литературы он вновь установил принцип Единства всепроника-ющего Бытия среди многообразия жизни. Он установил единую философию полноты двух сущностей как основное учение Веданты. Его комментарии к Брахмасутре, Упанишадам и Бхагавад-Гите превозносят за глубокую мудрость и великолепное объяснение Реальности жизни.
Удивительно, до какой степени время искажает истину учения! Истина учения Шанкары была настолько неверно истолкована его интерпретаторами, что современные писания о его мысли мало что оставили от его духа. Саньяси, или ордены отшельников традиции Шанкары, толковали Шанкара Веданту как совершенно закрытую для домохозяев, составляющих основную часть общества, и открытую только для них самих. Результатом этого явился духовный упадок и моральная деградация Индийского общества.
В таком падении нет ничего нового. Это происходит, говорит Господь Кришна, “с долгим течением времени”. Истина затемняется, и ее место занимают искаженные интерпретации. Однако, когда эти отступления от Истины заходят так далеко, что сам принцип находится под угрозой исчезновения, его спасает новое возрождение.
Священная традиция великих учителей2, которая в ответе за возрождение учения после очередного периода забвения, завладевала умами и сердцами тех, кому дорога Истина во все времена. Ее не просто почитают, ее буквально боготворят ищущие Истины и познающие Реальность. Стих3, называющий имена самых великих и самых высокочтимых учителей, не только веками вдохновлял ищущих, но и был источником радости даже для совершенных сердец реализовавшихся душ, проходящих сквозь длинный коридор времени.
“Испепелитель врагов”: этим выражением Господь показывает Ард-жуне, что эта Йога была утрачена, потому что она попала в руки слабых людей, и что теперь в сильных руках Арджуны она докажет свою ценность и поможет миру восстановить и сохранить путь праведности.
Этим выражением Господь также хочет вселить в Арджуну уверенность в том, что он будет достоин этого великого благословения.
В следующем стихе Он называет другие причины, побудившие Его передать эту мудрость Арджуне.
Назад | Оглавление | Вперед