Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.7
Всегда, когда дхарма в упадке, и адхарма процветает, О Бхарата, тогда Я создаю Себя.
“Адхарма” — противоположное дхарме.
“Дхарма” — происходит от корня “дхри”, имеющего значение “то, что поддерживает”. Дхарма — это то, что поддерживает все сущее. Что же поддерживает творение? Чарака и Сушрута, древние Индийские истолкователи Аюрведы, науки здоровья, считают, что равновесие трех гун:
саттвы, раджаса и тамаса поддерживает все создания. Целостность творения достигается с возрастанием саттвы и разрушается с возрастанием тамаса. Равновесие трех гун поддерживается автоматически, так же, как закон и порядок автоматически поддерживаются правительством. Но всякий раз, когда возникает кризис, глава государства бывает вынужден использовать особые полномочия. Всякий раз, когда дхарма в упадке, баланс трех гун нарушен, равновесие в природе утрачено, путь эволюции искажен и преобладает хаос. Вот в такие критические моменты и происходят Инкарнации Господа. Инкарнация Господа Кришны и есть особое проявление Брахмана, вечного неизменного Бытия.
Жизнь имеет две фазы: относительную и абсолютную. Обе фазы полны: Абсолютная полна в своей вечной неизменной природе, а относительная полна в своей вечно меняющейся природе. Эта вечно изменчивая природа относительной жизни поддерживается во всех своих аспектах сотворения и эволюции благодаря невероятной мощи природы, называемой дхармой, которая лежит в основе слаженного действия трех гун. Дхарма подобна мощному течению, которое силой увлекает за собой все, что встречается на его пути.
Дхарма поддерживает эволюцию; но когда, вследствие прегрешений большинства людей на земле, сила дхармы значительно затемняется, естественная сила эволюции в природе ослабевает. В результате этого вечно меняющийся мир относительного существования начинает утрачивать свой естественный порядок. Это угрожает полноте относительного аспекта жизни. Происходит возмущение всемогущей силы, которая призвана обеспечить нерушимость полноты как Абсолютной, так и относительной фаз жизни. И тогда эта всемогущая сила воплощается.
Упадок дхармы — искажение пути эволюции, закат праведности в обществе — вызывает необходимость восстановления истинных принципов жизни. Приходит Инкарнация, вся природа ликует, возрождается дхарма, и злу наступает конец.
Поэтому праведные благодарны злодеям, так как по мере усиления и преобладания порока в мире возникает необходимость проявления Всемогущего, дабы насладились праведники.
Цель Инкарнации полностью разъясняется в следующем стихе.
Назад | Оглавление | Вперед