Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.11
Одними лишь телом, умом, интеллектом и даже чувствами йоги, отказываясь от привязанности, совершают действие для самоочищения.
Здесь Господь разъясняет необходимость действия для самоочищения. К какому состоянию самоочищения стремится йог, когда он совершает действие? Разве благодаря практике самадхи, йог уже не обладает чистым состоянием сознания? Разве практики самадхи недостаточно, чтобы очистить душу? По-видимому, нет, потому что Господь здесь ясно выражает потребность в совершении действия для той степени самоочищения, которой не достичь только с помощью самадхи.
“Йоги”: те, кто соединен с Божественным в трансцендентальном сознании, космическом сознании или сознании Бога.
Когда йог достиг космического сознания и осознал высшее “Я”, как отделенное от области деятельности, он способен, благодаря этому познанию, заниматься деятельностью, при этом пребывая в вечной свободе высшего “Я”. Так как совершение действия в этом состоянии не вовлекает высшее “Я”, она естественно остается на уровне “тела”, “ума”, “интеллекта” и “чувств”.
В этом контексте слово “одни лишь” очень важно. Оно утверждает без сомнения и со всей возможной выразительностью отделенность высшего “Я” от области действия в жизни реализовавшегося человека. Более того, оно также означает, что в этом состоянии реализации тело, ум, интеллект и чувства способны действовать совершенно независимо.
Во время практики Трансцендентальной Медитации, по мере того, как ум достигает трансцендентального сознания, обмен веществ в теле человека сокращается до минимума и вся нервная система достигает состояния спокойной готовности. Это физическое состояние, соответствующее состоянию Бытия. В этом состоянии умственный и физический уровни индивидуальной жизни приближаются к уровню космической жизни вездесущего Бытия — индивидуальный ум придерживается космического разума, и индивидуальное физическое существование поддерживается космическим существованием — они становятся Его инструментом и начинают отвечать космическим потребностям.
Когда космическое сознание достигнуто, такое положение становится постоянным. “Тело”, “ум”, “интеллект” и “чувства” остаются инструментом божественной воли, независимо от их образа действия. В этом состоянии движущей силон их деятельности является божественная воля, всемогущий космический разум, отвечающий за созидание и эволюцию всего космоса. Так же, как все в природе отзывается на требование космической цели, так и тело человека, ум, интеллект и чувства, поднятые на уровень космического разума, отзываются на потребность космической жизни. Вот что Господь имеет в виду, когда Он говорит: “Одними лишь телом, умом, интеллектом и даже чувствами йоги, отказываясь от привязанности, совершают действие.”
Смысл выражения “отказываясь от привязанности” в этом контексте таков, что подпадая под непосредственное влияние божественного разума, вся область действия оставляет сферу индивидуального “я”, которое тогда обретает свободу от связывающего влияния действия. Поскольку человек поднялся до уровня божественного Бытия, “отказ от привязанности” автоматически становится живой реальностью его повседневной жизни, без потребности культивировать непрнвязанность в какой-либо момент.
“Самоочищение”: чистое сознание — это чистое состояние высшего
“Я”; оно трансцендентальной природы. Ум приходит к нему, выходя за пределы даже тончайшего опыта относительного поля. Когда это состояние перемежают с деятельностью, ум обретает постоянное чистое сознание. Чистое сознание тогда естественно сохраняется, несмотря на занятие деятельностью. В этом состоянии двойственность жизни становится живой реальностью — два аспекта жизни “Я” и не-“Я”,абсолютное и относительное, становятся отделенными, и высшее “Я” переживается как чистое Бытие, не родственное чему-либо.
Этот опыт полной обособленности высшего “Я” и деятельности мог бы означать кульминацию процесса “самоочищения”. Но все же процесс продолжается, чтобы в конце концов дать начало такому состоянию Единства, которое не принимает деятельность даже как отделенную от высшего “Я”. Здесь разделенность, ответственная за возникновение чувства двойственности в состоянии космического сознания, преображается в свет Бога, позволяя двойственности высшего “Я” и деятельности слиться в однородность божественного существования в единстве сознания Бога. Это состояние вечного Единства жизни — настоящая кульминация процесса “самоочищения”.
Таким образом, процесс очищения “Я” имеет три стадии. Первая — от бодрствующего состояния сознания к трансцендентальному; вторая — от трансцендентального сознания к космическому сознанию; третья — от космического сознания к сознанию Бога.
На всех трех стадиях необходимо “совершать действие для самоочищения”. Совершение действия на более тонких уровнях жизни позволяет человеку выйти за пределы области действия и достичь трансцендентального сознания. Чередованием трансцендентального сознания с нормальной естественной активностью повседневной жизни — умственной деятельностью различения в жизни отшельника и физической деятельностью в жизни домохозяина — трансцендентальное сознание становится постоянным и достигает статуса космического сознания. И вновь, космическое сознание развивается в сознание Бога, благодаря наиболее утонченному виду деятельности, деятельности преданности.
Вот каким образом процесс очищения совершается до окончательного завершения через совершение действия.
Этот стих выявляет технику осуществления действия в состоянии космического сознания; ведь в нем говорится: “Одними лишь телом, умом, интеллектом и даже чувствами йоги /…/ совершают действие.” При объяснении значения слова “одними лишь” было показано, что действие на этом уровне — действие в состоянии космического сознания, и это помогает преобразить космическое сознание в сознание Бога.
Назад | Оглавление | Вперед