Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.4
Невежественные, а не мудрые говорят о пути знания (Санкхья) и пути действия (Йога) как о различных. Тот, кто должным образом утвердился хотя бы на одном, получает плоды обоих.
Учение Санкхьи обнаруживает разделенность, которая существует между нетленным и тленным аспектами жизни, между Бытием и деятельностью. Практика Йоги, привнося Бытие в непосредственный опыт, также обнаруживает разделенность Бытия и деятельности. Вот каким образом Санкхья и Йога ведут к свободе от пут.
Фраза “должным образом утвердился” важна для правильного понимания учения этого стиха. Чтобы быть “должным образом утвердившимся” в учении Санкхьи или Йоги, и понимание, и опыт жизненно важны. И Санкхья, и Йога — каждая самодостаточна, чтобы принести освобождение. Поэтому не важно, одной или другой придать первостепенное значение.
“Мудрые” — те, кто поднялся до состояния свободы. Они не видят разницы между Санкхьей и Йогой не только потому, что обе ведут к той же цели, но и потому, что основная черта обеих — одна и та же практика Трансцендентальной Медитации. Единственное различие в том, что на пути Карма Йоги Трансцендентальная Медитация перемежается с деятельностью на уровне чувств, а на пути Санкхьи — с умственной деятельностью. Если бы не это маленькое различие, Санкхья и Йога — одно и то же. Вот почему мудрые не считают их разными’.
Этот стих и следующие представляют всю цель пятой главы, которая заключается в том, чтобы поместить Йогу и Санкхью на то же основание, когда речь идет об их результатах.
Назад | Оглавление | Вперед