Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.6
Отречения в самом деле трудно достичь без Йоги, О сильнорукий. Мудрец, сосредоточенный на Йоге, приходит к Брахману без долгого промедления.
Этот стих вполне разъясняет, что состояния отречения “в самом деле трудно достичь,” что отделенность Бытия от деятельности трудно постичь, пока ум не утвердился прочно в Бытии.
Здесь слово “Йога” не означает ни Карма Йоги, ни практики достижения трансцендентального сознания’; оно означает само состояние Единения, трансцендентальное сознание.
Состояние Брахмана, которое является полнотой относительного и Абсолютного вместе взятых, лучше всего воспринимается на уровне Единения, ставшего постоянным, трансцендентального сознания, ставшего постоянным. Это состояние космического сознания дает опыт Саньясы, обособленности высшего “Я” от деятельности; разделенность относительного и Абсолютного здесь становится живой реальностью.
Господь ссылается на этот процесс становления постоянного Единения, когда Он говорит: “без долгого промедления”. Это потому, что состояние Единения, или трансцендентальное сознание, будучи блаженствующим по своей природе, заманчиво для ума. Ум приходит к нему, привлекаемый своей собственной природой, которая всегда хочет наслаждаться больше. Таким образом, достижение Единения становится легким, при отсутствии сопротивления2.
Естественный процесс достижения этого состояния нужно только чередовать с естественной деятельностью повседневной жизни, чтобы привести его к постоянству. Так, ясно, что весь процесс — естественен; вот почему он не занимает много времени.
Человек, достигший космического сознания, всегда утвержден в высшем “Я”, даже в то время, когда занят деятельностью. Это состояние сознания — зрелое состояние Саньясы, состояние полной непривязанности высшего “Я” к деятельности даже в то время, когда деятельность продолжается в относительной области жизни. Такая полная непривязанность невозможна, пока ум не утвердится в вечной удовлетворенности. Постоянная практика достижения Йоги, или Единения с божественным сознанием, приводит ум к состоянию, которое дает вечную удовлетворенность, тем самым утверждая естественное состояние Саньясы, или отречения.
По мере роста в направлении космического сознания, удовлетворенность растет; и с ростом внутренней удовлетворенности восприятие разделенности Бытия и деятельности возрастает, пока ум не укоренится и природе Бытия. Этим он достиг космического сознания. Показывая трудность достижения отречения без Йоги, Господь указывает, что просто подняться к состоянию, где Йога и Саньяса станут повседневной привычкой жизни.
Этот стих поет славу Единению. Оно — основа подлинного отречения и дает начало состоянию Брахмана в повседневной жизни человека.
Следующий стих показывает, как посредством этого Единения человек поднимается над сковывающим влиянием действия и живет жизнью вечной свободы.
Назад | Оглавление | Вперед