Назад | Оглавление | Вперед
Стих 5.7
Сосредоточенный на Йоге, чистый духом, тот, кто полностью овладел собой и обуздал чувства, чье “я” стало высшим “Я” всех существ, тот не вовлечен, даже когда он действует.
Здесь, как и в предыдущем стихе, слово Йога не означает ни Карма Йоги, ни практики трансценденции; оно употреблено в смысле Единства ума с Бытием.
“Сосредоточенный на Йоге”: тот, кто никогда не находится вне высшего “Я”, бодрствует ли он, видит ли сны, или в состоянии глубокого сна. Такой человек утвердился в себе, и никакой опыт относительности не способен затемнить его статус абсолютного Бытия.
“Чистый духом”: тот, кто достиг состояния Бытия, абсолютного сознания, которое всегда тождественно себе в вечной чистоте, и кто утвердил это состояние в самой природе своего ума. Действие — это пелена, скрывающая эту сущностную природу высшего “Я”. Медитация — это процесс погружения сквозь все тонкие уровни деятельности; выйдя за тончайший уровень, ум достигает состояния чистого Бытия. Когда ум, будучи Тем, возвращается в область деятельности, говорят, что высшее “Я” сияет в Своей чистоте. Когда, благодаря постоянной практике, достигнуто полное объединение высшего “Я” с умом, чистый статус Бытия, достигнутый умом, никоим образом не затемняется, даже хотя ум занимается деятельностью в относительном поле. Это состояние космического сознания, в котором высшее “Я” полностью отделило Себя от области деятельности. В этом состоянии, где абсолютное Бытие и относительный мир деятельности переживаются одновременно, говорят, что “я” навсегда свободно от всякой скверны; оно достигло абсолютной чистоты.
“Тот, кто полностью овладел собой”. “Я” имеет два оттенка значения — низшее “я” и высшее “Я”. Низшее “я” — это тот аспект личности, который имеет дело только с относительным аспектом существования. Оно включает в себя ум, который мыслит, интеллект, который принимает решения, и “эго”, которое ощущает. Это низшее “я” функционирует только в относительных состояниях существования: бодрствовании, сновидениях и глубоком сне. Оставаясь всегда в пределах поля относительности, оно не имеет возможности испытать истинную свободу абсолютного Бытия. Вот почему оно находится в сфере зависимости. Высшее “Я” — это тот аспект личности, который никогда не изменяется, абсолютное Бытие — самая основа всего поля относительности, включая низшее “я”.
Человек, который хочет овладеть собой, должен сначала подчинить низшее “я” и затем свое высшее “Я”. Овладение низшим “я” означает выведение ума (ума, интеллекта, эго) из грубых областей существования во все более тонкие области, пока не выйдет за пределы тончайшего уровня относительного существования и не достигнет в божественном сознании трансцендентального абсолютного непроявленного Бытия. Это лишает низшее “я” его индивидуальности, связанной временем, пространством и причинностью, и освобождает его в состоянии универсального существования.
Когда высшее “Я” подчинило себе низшее “я” и таким образом высшее “Я” приняло его всецело, тогда они становятся одним. И тогда развивается состояние, в котором каждое из них обнаруживается в рамках другого в полном согласии существования.
Когда божественное сознание трансцендентального абсолютного Бытия находится в сосуществовании с умом в относительном существовании, в поле времени, пространства и причинности, тогда можно говорить о том, что овладение высшим “Я” свершилось. Абсолютное оказалось как бы выведенным из трансцендентального поля существования, чтобы обслуживать и поддерживать поле относительности. Вечно неизменное привнесено и среду жизни вечно изменяющегося. Относительные состояния существования — бодрствование, сновидения и глубокий сон — проникнуты абсолютным состоянием Бытия. Поле зависимости проникнуто вечной свободой, Единство божественной природы переживается в сложности многообразного творения. Это дает человеку возможность жить жизнью вечной свободы в мире преходящего существования. Так господин высшего “Я”, наслаждаясь всем полем относительности, живет жизнью абсолютного Бытия в божественном сознании.
Интересно исследовать, как процесс Трансцендентальной Медитации добивается овладения и низшим “я”, и высшим “Я”. Ход медитации, направленный внутрь, ведет человека к состоянию, в котором ум, освобожденный от индивидуальности, подчиняет себя высшему “Я”. Это владение низшим “я”. Направленный вовне ход медитации выявляет ум, проникнутый Бытием. В результате постоянной практики ум переживает тогда состояние абсолютного Бытия во всех областях относительной жизни. Это владение высшим “Я”.
Таким образом, владение низшим “я” и высшим “Я” достигается посредством направленного внутрь и вовне хода единой техники Трансцендентальной Медитации.
“Обуздал чувства”: имеет власть над ними. На самом деле чувства всегда под контролем ума. Всякий знает, что глаза увидят, только если и только когда человек захочет увидеть. Если он не хочет видеть, он не будет, даже с открытыми глазами. Поэтому кажется, что победа над чувствами не имеет очевидного смысла. Внутренний смысл этого выражения в том, что, когда Бытие впервые начинает вливаться в природу ума, ум становится как бы опьяненным чувством самодостаточности. Когда ум в этом состоянии действует через чувства, он ведет себя довольно-таки беззаботно, и можно подумать, что это сродни безразличию.
В более развитом состоянии просветления это особое чувство безразличия уменьшается и поведение ума становится естественным. Активность во внешней сфере жизни приходит в гармонию с естественным состоянием внутренней тишины. Деятельность продолжается как результат координации между умом и органами действия. В то же время координация между умом и органами восприятия позволяет чувствам запоминать ощущения. С проникновением Бытия в ум органы восприятия, занятые процессом восприятия, не отмечают глубоких впечатлений опыта. Впечатлений, которые они получают, вполне достаточно, чтобы позволить им испытывать ощущения, но они недостаточно глубоки, чтобы образовать семя будущих желаний. Это происходит все более и более эффективно по мере того, как ум все более устанавливается в Бытии. Такова, следовательно, внутренняя механика овладения чувствами.
Настоящее завоевание — где враг перестает быть врагом; его оставляют свободным действовать, как он хочет, но не в атакующей позиции или приносящей какой-либо вред. Завоевание чувств достигается полностью через овладение высшим “Я”, так что чувствам оставляют свободу функционировать и, несмотря на все ощущения относительного поля, жизнь прочно утверждается в вечной свободе божественного сознания.
Раз высшее “Я” ощущается как отделенное от чувств и их деятельности в состоянии космического сознания, человек, с одной стороны, видит внутри себя состояние безграничного Бытия, а с другой стороны — вовлеченность в мир форм и явлений. Он видит, что каждое живое существо поддерживается тем Бытием, которое есть его собственное высшее “Я”.
Таким образом, он естественно ощущает свое высшее “Я” как “высшее “Я” всех существ”, и в этом состоянии он “не вовлечен, даже когда он действует”.
Эта невовлеченность может быть понята с другой точки зрения. Свет лампы невидим при свете Солнца. Великолепие капли не воздействует на великолепие океана. Радость действия не оставляет устойчивого впечатления в блаженстве космического сознания. Поэтому, как только человек утвердился в этом состоянии, он естественно наслаждается столь великой полнотой Бытия, что он никогда не ощущает, что он вне Его. Для него действие не влечет за собой выхода из высшего “Я”; поистине нет никакой возможности, что он это сделает. Вот почему Господь говорит, что “он не вовлечен, даже когда он действует”. Он прочно укрепился в космическом существовании, которое, хотя и является основой всякого действия, не активно. Для него все как бы происходит само собой. Это состояние описано в двух следующих стихах.
Назад | Оглавление | Вперед