Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.3
Говорят, что действие — средство для человека мысли, желающего взойти к Йоге; для человека, который взошел к Йоге, и только для него, говорят, что спокойствие — средство.
“Средство”: курс, путь, способ.
“Человек мысли”: это переводит санскритское “муни”. Муни — это человек, чей путь осуществления — через мысль. Его практика — в области ума как противопоставленной области телесной активности. Чтобы сделать эту мысль ясной, должно объяснить, что для того, чтобы ум запомнил какой-либо опыт, необходима соответствующая деятельность
нервной системы. Из этого следует, что любой опыт может быть стимулирован либо одним, либо другим. Хахта Йога — это подход к реализации, который тренирует физическую нервную систему и тем самым подготавливает ум к достижению состояния трансцендентального сознания, и, в конечном счете, к достижению космического сознания. С другой стороны, практика медитации, на которую ссылаются в этих стихах, это подход к реализации, который тренирует ум и тем самым подготавливает нервную систему к тому, чтобы чтобы вызвать состояние трансцендентального сознания и, в конечном счете, — космического сознания. Этот умственный подход — путь муни.
Употребляя слово “муни”, Господь хочет разъяснить, что действие — средство не только для человека действия, но также для того, чей путь — подход через знание.
“Желающий взойти к Йоге”: значит, что он еще не достиг состояния ума без санкальпы, описанного в предыдущем стихе.
“Говорят, что действие — средство”: действие — средство развития состояния ума без санкальпы. Это кажется парадоксом, как и парадокс в стихе 18 главы IV. Господь там говорит: “кто в действии видит бездействие”. Здесь Он, казалось бы, говорит: “Создайте спокойствие посредством действия”. Глубокий смысл в выражении Господа: “Говорят, что действие — средство”. Оно раскрывает всю тайну пути Йоги, способа создать состояние ума без санкальпы.
Это выражение может быть рассмотрено на разных уровнях. Прежде всего это значит, что Господь хочет, чтобы ищущий осуществлял правильное действие в соответствии с его дхармой, таким образом очищая себя и благодаря возрастанию чистоты сохраняя уравновешенность ума. Это соображение принадлежит поверхности жизни, и должно быть ценно для вдохновения, которое оно дает праведному пути жизни.
Соображение, которое следует, раскрывает более глубокий смысл слов Господа. Он хочет, чтобы ищущий углубился в более тонкие виды деятельности; Он хочет, чтобы ищущий переключил ум с более грубых уровней деятельности на обычном сенсорном уровне действия и опыта на более тонкие уровни мышления и, в конце концов, выйдя за пределы самого тонкого уровня мышления, достиг трансцендентального сознания, состояния ума без санкальпы, состояния, где человек “взошел к Йоге”.
Таким образом, благодаря деятельности именно трансцендентальное сознание достигнуто. Более того, ум, перемещаясь по лестнице деятельности от относительного состояния бодрствующего сознания к тишине трансцендентального поля абсолютного сознания, и вновь оттуда к деятельности бодрствующего состояния, утверждает вечную гармонию между тишиной Абсолютного и деятельностью относительного. Это — космическое сознание’, в котором трансцендентальное сознание, состояние, в котором человек, “поднялся до Йоги”, становится постоянным. Это выражение Господа также имеет значение, вследствие этого, на уровне космического сознания. В свою очередь, космическое сознание образует основу высшего состояния Йоги в сознании Бога, где вечное Единство жизни господствует в свете Бога. Тот, кто достиг этого состояния, взошел к Йоге в самом высоком смысле этого слова.
Определив деятельность как средство восхождения к Йоге, Господь обращается к важности того “спокойствия”, которое служит средством, когда человек уже взошел к Йоге.
“Человек, который взошел к Йоге”: человек, чей ум поднялся от бодрствующего состояния сознания к трансцендентальному состоянию сознания, в котором его ум находится в полном Единении с Божественным. Это состояние Йоги в трансцендентальном сознании становится постоянным в космическом сознании благодаря возрастанию спокойствия, или вливания Бытия в природу ума. Вот почему Господь говорит, что это спокойствие — средство, когда восхождение к Йоге в трансцендентальном состоянии состоялось. И вновь, спокойствие — это средство восхождения от Йоги в космическом сознании к Йоге в сознании Бога. В состоянии космического сознания спокойствие дает опыт высшего “Я” как отделенного от деятельности. В сознании Бога это спокойствие преображается в свет Бога, в котором растворяется ощущение двойственности высшего “Я” и деятельности.
Эта вечная тишина сознания Бога — более высокая ступень тишины, чем испытываемая в состоянии космического сознания. Это живая тишина того Единства жизни, которое образует основу космической деятельности и в то же время совершенно отделяет Бога от космической деятельности. Тишина, испытываемая в космическом сознании, которое отделяет высшее “Я” от деятельности, — бесконечно меньшего масштаба, так как она находится на уровне индивидуального существования. Одна образует основу деятельности всего мироздания, другая — основу индивидуальной деятельности. Существенное различие между ними двумя заключается в следующем: в космическом сознании тишина и деятельность сосуществуют на одном и том же уровне; тогда как уровень сознания Бога полностью свободен от двойственности; он весь — живая тишина вечной жизни, и Единство наполняет всякую деятельность, как вода — каждую волну. Сознание Бога — это чистое сознание в единстве Бытия. Когда осознание высшего “Я” в космическом сознании развивается в осознание Бога в сознании Бога, оно развивается на уровне тишины; весь процесс — это процесс преображения тишины. На каждой ступени развития качество тишины изменяется. Вот почему Господь говорит: “для человека, который взошел к Йоге, и только для него, говорят, что спокойствие — средство”.
Таким образом, есть три состояния тишины: в трансцендентальном сознании, в космическом сознании и сознании Бога. В трансцендентальном сознании тишина лишена какого-либо следа деятельности. В космическом сознании тишина Самоосознания сосуществует с деятельностью. В сознании Бога сосуществование деятельности и тишины преображается в единство осознания Бога. Эта тишина сознания Бога — наиболее высокоразвитое состояние тишины. Это вся жизнь на всемогущем уровне существования. Это вездесущая, всесильная, всеведущая тишина Божественности. Это совершенно отличное состояние тишины, ничего общего не имеющее с тишиной космического сознания или трансцендентального сознания.
Причиной любого достижения состоявшегося йога, утвердившегося в космическом сознании или сознании Бога, является мощь тишины, вечной тишины абсолютного Бытия, которое является источником бесчисленных законов природы, создающих и поддерживающих жизнь в космосе. Так как индивидуальная жизнь йога едина с Тем, он обнаруживает, что та вездесущая тишина совершает все для него.
Употребляя фразу “и только для него”, Господь разъясняет, что все будет происходить без делания’ — тишина будет действовать как средство для того, “кто взошел к Йоге”, но только для него и ни для кого другого. Когда человек достигает трансцендентального сознания, его нервная система обретает состояние спокойной готовности, которое соответствует и способно отражать жизнь вечную на уровне той тишины Вездесущего. Вот почему в этом состоянии божественный разум делает все для него. Когда трансцендентальное сознание становится постоянным и достигает состояния космического сознания, нервная система постоянно остается инструментом Божественного: Самосознание утверждается постоянно в течение жизни. Это благословенное состояние существует в еще более глубоком смысле в сознании Бога.
В следующем стихе Господь далее объясняет выражение: “Говорят, что действие — средство”. Он показывает, как состояние не-действия достигается посредством2 действия. Затем в стихе, который следует, Он объясняет выражение “говорят, что спокойствие — средство” показывая, что возвышение “я” высшим “Я” вызывается “спокойствием”.
Назад | Оглавление | Вперед