Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.38
Заблуждающийся на пути к Брахману, О сильнорукий, лишенный точки опоры и сорвавшийся с обоих, не погибает ли он, подобно разорванному облаку?
“Заблуждающийся на пути к Брахману”: значит выпавший из регулярной практики Трансцендентальной Медитации, которая развивает космическое сознание. Вопрос касается человека, который начинает практику’, но по разного рода причинам не в состоянии продолжать ее. Слово “заблуждающийся” указывает, что причина отказа от практики заключается в ищущем. Не существует ничего со стороны Бога или пути к Нему, что могло бы воодушевить или вынудить ищущего прекратить его практику. Если он это делает, это может быть результатом лишь его собственного заблуждения. Это, в свою очередь, может быть результатом отсутствия знания о цели или сомнений относительно его собственной способности достичь ее; или отсутствия правильной оценки их значения. Всему этому может быть причиной отсутствие правильного руководства. Какой бы ни была причина, если человек прекращает практику медитации, это может быть только потому, что он заблуждается. Употребление здесь Арджуной слова “заблуждение” раскрывает глубину его понимания учения Господа. Даже хотя он и задает вопрос о человеке, выпавшем из практики, он хочет показать, что он уже считает такого человека заблуждающимся.
“Лишенный точки опоры”: Арджуна осознает, что есть разные уровни сознания и разные состояния жизни, которые им соответствуют. Он также осознает, что, когда сознание человека развивается от одного уровня к другому, жизнь предыдущего уровня становится для него бесполезной. Его вопрос о том, кто в результате определенного объема практики поднялся над уровнем обычного человеческого сознания, но еще не достиг космического сознания, которое обеспечивает освобождение и является основой сознания Бога. Такой человек уже потерял прежнее положение на человеческом уровне, но еще не имеет точки опоры на божественном уровне. Он ни тут, ни там. Вот что Арджуна выражает словами “сорвавшийся с обоих”, и он вслед за этим рисует ужасную картину разрушения словами “погибает подобно разорванному облаку”.
Арджуна хочет представить судьбу заблуждающегося человека, который выпал из практики. Вопрос звучит просто, на самом деле он чрезвычайно сложен, поскольку могут быть бесчисленные уровни сознания между сознанием невежественного и полностью освобожденного и реализовавшегося человека. Как Арджуна узнает в следующем стихе, точный ответ может придти только от Него, кто знает весь спектр жизни и все возможности, существующие между невежеством и реализовавшимся состоянием сознания.
Назад | Оглавление | Вперед