Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.46
Йог выше аскета: он считается выше даже людей знания. Йог выше людей действия. Поэтому будь йогом, О Арджуна.
В этом стихе Господь отрицает ценность всякого делания, всякого напряжения и всякого усилия ради просветления. Аскет напрягается и телом, и умом. Практика Йоги очищает нервную систему и, мягко устраняя всякое напряжение, приводит к трансцендентальному сознанию. Поэтому аскеза ниже Йоги со всех точек зрения.
Человек знания в этом контексте — тот, кто обладает теоретическим знанием о трех гунах, о высшем “Я” и Боге, но не испытал их на непосредственном опыте. Разумеется, он ниже йога, который знает их природу благодаря прямому опыту.
Путь через деятельность выбирает тот, кто стремится к очищению тела, ума и души ритуальным совершением праведного действия, благотворительностью и тренировкой правильного чувства долга, действиями любого рода, имеющими целью очищение его ума и достижение просветления. И этот путь ниже Йоги, которая просветляет ум легким и прямым способом.
Разумеется, верно что всякая такая практика имеет очищающий эффект, таким образом помогая уму расти в саттве. Становясь чище таким образом, ум, в конце концов, достигнет статуса высшего “Я”. Теория всех этих путей правильна, но они ниже Йоги. Они не только занимают очень много времени, но они ограничены пределами поля, о котором Господь сказал: “действие —… средство”’. Тогда как йог утвержден в поле, о котором Господь сказал: “спокойствие —… средство2. Это значительно более прогрессивное состояние жизни.
Превосходство йога заключается не только в его быстром и легком сознании Высшего, но также в осознании им Его полнейшего величия, величия проявленного Бытия в абсолютном существовании Бога. Это величие сознания Бога в жизни человека, величие за пределами превосходства, достигнутого благодаря аскезе, знанию или действию.
Назад | Оглавление | Вперед