Назад | Оглавление | Вперед
Стих 6.47
И из всех йогов Я того считаю наиболее полно единенным, кто поклоняется Мне с верой, чье сокровенное “Я” поглощено Мной.
Вот описание высшего состояния эволюции. Господь говорит: “Из всех йогов”. Этим Он подразумевает, что есть различные типы йогов:
хахта-йоги, гьяна-йоги, карма-йоги и так далее. Для всех них существуют четыре уровня достижения: первый — реализация Самосознания (стихи 10-18), второй — реализация космического сознания (стихи 24-29), третий — реализация сознания Бога (стихи 30-32) и четвертый — осознание всего мироздания в сознании Бога (стих 32). Когда Господь говорит: “из всех йогов… чье сокровенное “Я” поглощено Мной”, Он ссылается на человека, который установил внутри себя естественные и постоянные узы Единения с Владыкой всех существ и со всем сущим. Это происходит на уровне, где преданность осуществлена.
Вливание состояния Бытия в природу ума с такой полнотой и так постоянно, что никакой опыт относительного не может заслонить его, характеризует космическое сознание. Человек, который достиг этого состояния, вечно удовлетворен внутри себя. Но, хотя эта удовлетворенность положительна и действительна, она всецело абстрактна в своей сущно-стной природе, потому что она в конце концов является признаком вливания трансцендентального Бытия в природу ума. Это вливание не служит причиной, чтобы Бытие ощущалось на уровне чувств. Глаза не могут видеть Бытие, язык не может попробовать Его на вкус, уши не могут услышать, а руки — потрогать Его. Именно процесс преданного служения в вере является этому причиной.
Преданность всегда находится на личном уровне. Поэтому, когда Господь говорит: “Из всех йогов тот, кто поклоняется Мне с верой”, Он имеет ввиду того, кто, утвердившись в космическом сознании, привязывает себя к проявленному выражению космического существования, к космическому существованию, сделавшемуся индивидуальным в Боге, ради преданности и поклонения. Тогда глаза наслаждаются вечным абстрактным Бытием, сделавшимся проявленным — все чувства наслаждаются Им как объектом своего опыта. Это путь преданности, который возвеличивает даже того, кто достиг космического сознания, и дает ему возможность наслаждаться Трансцендентным, Высшим, на уровне чувств. История религии упоминает индивидуумов — людей, подобно Шукадеве, королю Джанаке и другим, — которые, утвердившись в Реальности, были преданы Господу и наслаждались Им всеми средствами опыта: чувствами, умом, интеллектом и душой. Такие счастливые существа, говорит Господь, суть “наиболее полно единенные”.
Это стих, который кладет конец любому превратному пониманию вы сочайшего состояния Единения. Господь показывает, что в Нем пребывает “поглощенным” “сокровенное “Я” высочайшего йога. Это объяснение с Его стороны, но выражение, которое Он придает этому состоянию со стороны преданного, отлично: преданный поклоняется Ему с “верой”. В этом — величие Единения с Господом. Господь заключает в объятия преданного и делает его единым с Ним, а преданный крепко держится за Господа в поклонении. Это и есть состояние единства, где каждый поддерживает другого.
Это двойственность и Единство в Великом Единении.
Так, в Упанишаде славной Бхагавад-Гиты, в науке Абсолютного, в Священном Писании Йоги, в диалоге Господа Кришны и Арджуны, заканчивается шестая глава, озаглавленная “Йога Медитации, Дхьяна Йога”.
Джай Гуру Дэв
Назад | Оглавление | Вперед