Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.14

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 4.14

Действия не вовлекают Меня, и нет у Меня никакой жажды плодов действия. Тот, кто воистину знает Меня настолько, не связан действиями.

Любой человек, обладающий сознанием Бога, постоянным осознанием источника творения, на своем собственном опыте узнает, что этот ис­точник имеет трансцендентальную природу. Вот поэтому Господь говорит:

“Тот, кто воистину знает Меня настолько, не связан действиями”.

“Воистину знает Меня настолько” значит “знает Меня совершенно”. Совершенное знание означает знание, основанное как на опыте, так и на понимании’.

“Действия не вовлекают Меня”: это перекликается со стихом 28 главы III, где сказано, что “это гуны воздействуют на гуны”, в то время как Бытие остается невовлеченным. И вновь это возвращает нас к стиху 9 настоящей главы, где говорится о том, что деятельность Господа не принадлежит материальному миру или полю трех гун; она божественна и проистекает в Его вечной свободе. О природе Господа как абсолюта говорилось в стихе 6. Все это с достаточной полнотой раскрывает смысл выражения “невовлеченная природа Господа”.

“И нет у Меня никакой жажды плодов действия”: в стихе 22 третьей главы Господь уже выразил Свое вечное состояние полного удовлетво­рения.

“Кто воистину знает Меня настолько” означает “тот, кто глубоко по­знал Мою природу как совершенно не вовлеченную ни в действия, ни в их плоды”. Чрезвычайно важно здесь слово “воистину”. Оно подразу­мевает познание через участие, показывающее, что человек достиг со­знания Бога.

Выражение “и нет у Меня никакой жажды плодов действия” выявляет скрытый смысл черты, одинаково присущей проявленной и непроявлен­ной сферам жизни. Обе они вечно продолжают быть благодаря вечной природе всемогущего и всевышнего Господа. Свет точного знания не­вовлеченности Всевышнего посреди громадной деятельности беспредель­ного творения может воссиять лишь на основе чьего-либо собственного опыта познания невовлеченности высшего “Я” в поле деятельности.

Такова последовательность эта под постижения истинной природы Господа: сначала человек осознает свое собственное “Я” как обособлен­ное от деятельности и, обретя таким образом знание истинной природы своего “Я”, оставляет всю деятельность Господу и походит и Нем при­бежище (стих 10). Затем, в Единстне с Ним, человек познает Его в Его истинной природе как не вовлеченного в деятельность и не жаждущего плодов действия. Это знание истинной природы Бога приводит к вечной свободе от связывающего влияния действия вот почему Господь говорит:

“Тот, кто воистину знает Меня настолько, не связан действием”.

Этот стих представляет одно из наиболее важных учений Схьи. Он раскрывает невовлеченную природу Господа и просто через знание этого факта обещает освобождение от пут. Это сила Санкхьи, предлага­ющей освобождение на пути знания.

Подобное учение содержалось в стихе 28 главы 111. Но там было доказательство с точки зрения знания трех гун, знания относительного поля деятельности, тогда как в данном стихе оно вытекает из знания сущностной природы олицетворяемого Господом Кришной божественного Существа, которое находится за пределами относительного и Абсо­лютного, за пределами Единства Бытия и многообразия творения, но содержит в Себе полноту того и другого.

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное