Удивительные факты
о Великом Святом
Назад | Оглавление | Вперед
ГЛАВА 13
САМАДХИ
Возраст Его Божественности Махараджа Шри давал о себе знать, и Он чувствовал Себя утомленным. Здоровье ухудшилось, и о нем заботились врачи.
20 мая 1953 года около часа дня его Святейшество Махарадж Шри осмотрел известный врач Шри Видхан Чандра Рой из Калькутты. Он сказал, что здоровье Махараджа Шри было в порядке, сердце работало нормально, общее состояние было удовлетворительным, и посоветовал Махараджу Шри побольше отдыхать.
Махарадж Шри отдохнул около 10 минут, затем сел в кровати и сказал Махеш Брахмачарье (Махариши Махеш Йоги), что время Его закончилось, и Он должен покинуть этот мир.
Махарадж Шри передал Махешу кое-какие инструкции прежде, чем погрузиться в вечную Самадхи. Его Святейшество сказал: «Из-за постоянной занятости проповедями и управлением Джйотишпетха одно дело осталось незавершенным – обучение простых людей технике, чтобы, медитируя несколько минут утром и вечером каждый день, они наслаждались покоем и счастьем в своей жизни. Эту работу нужно выполнить. Я всё передаю тебе. Сын должен завершать дело своего отца, а ученик завершает дела учителя.»
Передав такие наставления, Его Божественность Шри Гуру Дэв в 13.15 ч. закрыл глаза и стал Брахмлином, т.е. слился с Абсолютом. Он, как йог, покинул бренное тело, которое состоит из пяти элементов – земли, воды, огня, воздуха и эфира.
Вскоре после этого Махеш-джи, следуя просьбе Его Божественности Шри Гуру Дэва, позвонил в ашрам Брахм Нивас, Каши, и сообщил Данди Санъяси, что Шри Гуру Дэв ушел в Самадхи, и что его священное тело необходимо было привезти в Каши поездом Дели Экспресс для ритуала Джал Самадхи (погружения в священный Ганг), и подготовить всё необходимое для этого. Печальная новость разнеслась по Калькутте, как неукротимый огонь. Множество горожан спешили в последний раз взглянуть на Махараджа Шри и засвидетельствовать свое почтение Ему.
Телефон в ашраме звонил беспрестанно, т.к. люди хотели знать, является ли правдой печальная новость, и как будет проходить ритуал. Всеиндийское радио объявило о скорбном событии и сообщило, что тело будет привезено в Варанаси для проведения последнего религиозного ритуала в соответствии с йогической традицией.
Вся Индия погрузилась в печаль. Верующие изо всех уголков, далеких и близких, независимо от своего состояния, отправились в Каши, чтобы в последний раз увидеть Махараджа Шри и у Его лотосных стоп выразить свою преданность.
Вечером 20 мая 1953 года тысячи людей пришли в ашрам Брахм Нивас в Каши.
В открытом украшенном грузовике священное физическое тело Махараджа Шри привезли на вокзал Ховра. В грузовике были ведпатхи пандиты, певшие ведические гимны, некоторые люди ударяли в кончи и гонги, остальные читали молитвы и громко прославляли Махараджа Шри.
Был зарезервирован железнодорожный вагон, его красиво украсили, и в нем перевезли священное тело Махараджа Шри в Каши. У вокзала народ последний раз смотрел на Махараджа Шри, затем тело занесли в вагон и бережно положили на плиты льда. Сопровождающие сели вокруг и стали читать молитвы.
В 9.30 ч. вечера 20 мая Дели Экспресс вышел из Калькутты, и на следующий день в 15.00 ч. прибыл Мугхал Сарай, откуда священное тело на машине перевезли в Каши, и в 4.00 дня тело было помещено во дворе ашрама Брахм Ниваса, где люди могли с ним попрощаться.
Невозможно описать горе людей во время последнего даршана. Все сердца наполнились глубокой печалью, а по щекам текли слезы. Люди приносили цветы и гирлянды, кланялись к лотосным стопам Махараджа Шри.
Затем священное тело перенесли в комнату, где обычно отдыхал Махарадж Шри. Его омыли святой водой из Ганга, и во время омовения пандиты пели ведические гимны.
После поклонения священному телу Шри Бхагавана поместили на специально украшенную колесницу (виман). Колесницу установили на открытом грузовике, и начался последний путь Махараджа Шри.
Из ашрама вышла большая процессия. Впереди шествовал полицейский оркестр, за ним шли пандиты и пели ведические гимны. Данди Санъяси читали молитвы, верующие ударяли в кончи и гонги, множество народа шло за грузовиком.
Процессия дошла до Дашашвамедха Чата священного Ганга, где миллионы людей сидели на берегу и в лодках в ожидании прибытия священного тела Махараджа Шри.
Виман сняли с грузовика. На лоб Махараджа Шри наложили сандаловую пасту. Затем виман установили в большой лодке, его окружали данди санъяси, ведпатхи пандиты и махариши, певшие ведические гимны, и лодка направилась к Кедарешвару Махадэву.
Помимо этой лодки по реке плыли и другие, бок о бок, переполненные верующими. Доплыв до Кедаргхата, что недалеко от Кедарешвара Махадэва, санъяси провели необходимые приготовления для погружения тела в воду.
Виман перенесли на другую большую лодку, где находился большой каменный гроб, изготовленный специально для погружения. В этот каменный гроб посадили священное тело Махараджа Шри, положили туда Его данд (посох), камандалу (деревянный горшок), и гроб закрыли.
Затем лодка выплыла на середину реки. К тому времени уже стемнело, поэтому к лодке подошла еще одна с газовыми фонарями, остальные лодки с верующими стояли поодаль.
В том месте пандиты запели ведические гимны, а санъяси стали громко прославлять Махараджа Шри, и каменный гроб столкнули в священные воды. Махариши Махеш Йоги погрузился в священный Ганг, держа руки на гробе. Достигнув дна, он поклонился Шри Гуру Дэву и вернулся на лодку.
В момент погружения гроба в воду народ не мог подавить сильную боль разлуки, глаза людей наполнились слезами, горло сжалось, и все горько заплакали.
В течение 12 лет Махарадж Шри жил в Джйотишпетхе, который до этого пустовал более 150 лет. Он превратил священный петх северной Индии в самое благое место. Он возродил былую славу и благородное звание Ади Джагатгуру Бхагван Шанкарачарьи для всего индийского народа.
18 декабря 1952 года Его Святейшество Махарадж Шри изложил в своем завещании принципы, которым необходимо следовать в управлении делами Его петха и при назначении Его последователя. Он сделал это, желая, чтобы Джйотишпетх вечно продолжал действовать.
После проведения Джалсамадхи со священным телом был создан Временный Комитет для возведения на Трон Шанкарачарьи нового человека в соответствии с завещанием Его Божественности Шри Гуру Дэва.
Комитет провел все обряды согласно традиции санъяси, включая бхандару (большой пир).
Позднее комитет организовал возведение на Трон Шанкарачарьи.
В благоприятный день 12 июня 1953 года в ашраме Брахм Нивас состоялась церемония возведения на трон, проходившая с большим воодушевлением. На ней присутствовали все члены комитета, огромное количество учеников, ученые пандиты, все группы санъяси и знатные граждане.
В 10.52 ч. утра Шри Свами Шантананд-джи Махарадж начал церемонию поклонения лотосным стопам Его Божественности Шри Гуру Дэва, поднял сандалии Шри Гуру Дэва, обнял их, и в таком положении в 11.14. ч. принял Трон как Шанкарачарья Джйотишпетх (Гималаев), т.е. высший духовный сан.
После церемонии группы санъяси и ученых ведических пандитов провели поклонение Шри Шанкарачарье Шри Шантананду Сарасвати Махараджу.
Великое событие завершилось чествованием санъяси, ведических пандитов и шанкарачарий от имени Священного Петха.
С того самого дня Свами Шантананд-джи Махарадж строго соблюдает принципы, изложенные Шри Гуру Дэвом, и честно исполняет свои обязанности.
Его Божественность Шри Гуру Дэв обычно говорил, что в этом мире никто не может завершить свою работу. Но высокие идеалы, установленные благочестивой жизнью Его Святейшества, будут вести человечество во все грядущие века.
Его природе были свойственны сострадание, совершенство и состояние дживанмукти.
В Его присутствии человек всегда ощущал покой, счастье и свободу от всех мирских проблем, чувствуя себя всё лучше.
Атмосфера вокруг Него имела особенную силу, способную устранить действие гун раджаса и тамаса.
Его светлое лицо и щедрое сердце излучали Божественную Любовь на окружающих, и каждый получил свою долю. Но некоторым в этом отношении повезло больше других.
Есть нечто необъяснимое в том, что миллионы людей, встречавшиеся с Ним, ощущали Его удивительное величие и щедрость в передаче мирских и духовных достижений каждому желающему.
Всем известно, что от одного воспоминания о Нем появлялась удивительная сила.
Если при возникновении любых неприятностей верующий вспоминал Его Святейшество, он избавлялся от всех невзгод. И даже сейчас, если кто-то вспоминает Его, то избавляется от неприятностей и становится счастливым.
В этой связи могу привести один личный пример:
Однажды в Джабалпуре, когда закончился его первый Чатурмас Врат, в октябре 1940 года он собирался покинуть город. Я, автор, умолял позволить мне сопровождать Его. Он ласково заметил: «Ты единственный в доме, кто может присматривать за маленькими детьми. Если ты будешь сопровождать это тело, кто займется домашними делами? Поэтому подумай о своей ответственности и выполняй свой долг. В любое время, если ты захочешь мне что-то сказать, просто пойди в свою комнату, где проводишь пуджи, и скажи моей фотографии всё, что хочешь».
Я остался в Джабалпуре. Если у меня возникала проблема, я сразу действовал по совету Шри Гуру Дэва, и, к моему удивлению, получал решение проблемы.
Хотя сейчас мы не можем лично с Ним увидеться, Его Божественная Сила, которую Он оставил после Себя, всегда будет помогать нам, а мирские и духовные желания всех Его учеников всегда будут осуществляться.
Он был Великим Святым, чьей Божественной Милостью был возрожден веками пустовавший Джйотишпетх, и в короткий срок произошло духовное пробуждение народа в мире религии.
Мы должны вести целостную, мирную и счастливую жизнь, следуя его бесценным заветам, и это будет нашим подношением к лотосным стопам Брахмлина Шри Гуру Дэва.
ДЖАЙ ГУРУ ДЭВ
Назад | Оглавление | Вперед