Мы знаем, что Джйотиш является одним из звеньев (анга) Рик Веды. На самом деле, джйотиш считается самым важным из всех шести веданг. Так же, как Веданта, самая важная из шести Упанг, содержит в себе все знания и принципы, перечисленные в других пяти Упангах, так и Джйотиш образует как краткое изложение, так и кульминацию остальных пяти Веданг.
Термин джйотиш состоит из двух слов, а именно: «джйоти» и «ша». «Джйоти» означает «свет», а «ша» означает «лучший, самый прекрасный, вечный». Таким образом, Джйотиш относится к самым превосходным из всех видов света.
Что на самом деле является лучшим из всех видов света? Есть ли вечный свет? Все Упанишады заявляют, что свет Самости, свет сознания человека – это свет всех видов света, источник всех видимых видов света. Он отождествляется с вечным светом Брахмана, сущностью всего творения.
Автор Яджнавалкья в «Брихадараньяка упанишаде» заявляет, что, когда все видимые огни исчезают, внутренний свет Самости остаётся, направляя человека во всех его мыслях, речи и действиях (см. Бр. Уп. 4.3.6.). Таким образом, джйотиш символизирует свет всех видов света, свет чистого сознания, Я всех существ. Поэтому джйотиш действительно является частью Вед, поскольку Веда – это не что иное, как энциклопедия структурирующей динамики сознания, которая отвечает за создание и развитие всего, что существует во вселенной.
Традиционно, Джйотиш считался глазами Вед, глазами чистого знания, благодаря которым структура самих Веды может быть познана и понята, благодаря которой все творение может быть познано и понято. Поскольку Джйотиш является такой важной частью Рик Веды, мы должны быть в состоянии найти основные ингредиенты Джйотиша в Рик Веде. Давайте, поэтому, более подробно рассмотрим структуру Веды, раскрытую в «Apaurusheya Bhasya» Махариши.
APAURUSHEYA BHASYA О РИК ВЕДЕ
Рик Веда состоит из десяти глав, называемых мандалами. «Apaurusheya Bhasya» (“НЕСОТВОРЕННЫЙ КОММЕНТАРИЙ”) Махариши к «Рик Веде» ясно даёт понять, что все знания десяти мандал Рик Веды концентрированно доступны в первой мандале, состоящей из 192 сукт (гимнов).
КРОМЕ ТОГО, В КОММЕНТАРИИ УКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ВСЕ ЗНАНИЯ О ПЕРВОЙ МАНДАЛЕ СОДЕРЖАТСЯ В ПЕРВОЙ СУКТЕ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ДЕВЯТИ РИЧ (СТИХОВ). И ЧТО ВСЕ ЗНАНИЯ О ПЕРВОЙ СУКТЕ СОДЕРЖАТСЯ В ПЕРВОЙ РИЧЕ, СОСТОЯЩЕЙ ИЗ ДЕВЯТИ СЛОВ. И ЧТО ВСЕ ЗНАНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ПЕРВОЙ РИЧЕ, СОДЕРЖАТСЯ В ПЕРВОЙ ПАДЕ (ГРУППА ИЗ ВОСЬМИ СЛОГОВ). И ЧТО ЗНАНИЕ, СОДЕРЖАЩЕЕСЯ В ПЕРВОМ ПАДЕ, СОДЕРЖИТСЯ В ПЕРВОМ СЛОВЕ. И ЧТО ЗНАНИЕ ПЕРВОГО СЛОВА СОДЕРЖИТСЯ В ПЕРВОМ СЛОГЕ «АК». И ЧТО ЗНАНИЕ ПЕРВОГО СЛОГА СОДЕРЖИТСЯ В ПЕРВОЙ БУКВЕ «А».
Махариши – первый комментатор Рик Веды на протяжении длинного периода времени, который осознает эту совершенно упорядоченную и последовательную структуру Рик Веды. Кроме того, Махариши является первым комментатором, который подчёркивает разницу между слогами, словами, падами, ричами, суктами и мандалами.
9 ГРАХ, СВЯЗАННЫХ С 9 СЛОВАМИ РИК ВЕДЫ
Девять грах (планет) являются точечными значениями девяти основных универсальных законов природы, которые ответственны за создание, поддержание и растворение всей вселенной. Обратите внимание, что грахи не идентичны законам природы; они являются физическим представлением законов природы. (В случае с Раху и Кету это всего лишь математические точки, невидимые, но рассчитываемые как пересечение орбитальной плоскости Луны с эклиптикой.) Девять грах, взятых вместе, представляют все силы природы, ответственные за создание и развитие всего во вселенной.
В этом случае, как учат нас древние Махариши, все качества и характеристики девяти планет должны рассматриваться как неотъемлемая часть всего текста Рик Веды.
Благодаря Apaurusheya Bhasya Махариши мы знаем, что вся Веда содержится во всех её уровнях формирования. Если Веда является выражением всех Законов Природы, и если девять грах представляют все Законы Природы, тогда, безусловно, знание девяти грах должно содержаться на всех уровнях выражения Рик Веды. Как мы узнали ранее, все знания Рик Веды представлены в компактной форме в первой букве, первом слоге, первом слове, первой паде, первой сукте и первой мандале.
Должна быть возможность продемонстрировать, что знание девяти грах полностью доступно на каждом из этих уровней разработки ведического текста. Предварительные исследования показали, что это действительно возможно. Мы находимся в счастливом обстоятельстве, что у нас есть письменный комментарий Махариши об одном из этих уровней, то есть о первой риче Рик Веды.
Является ли совпадением то, что эта первая рича Рик Веды, состоящая из совокупности Рик Веды, состоит из девяти слов? Джйотиш сообщает нам, что ничто не случайно в этой вселенной. Может быть, существует соответствие между этими девятью словами и девятью грахами?
Письменный перевод Махариши и комментарии к этому первой риче Рик Веды можно найти в публикации, выпущенной в 1976 году, под названием «Создание идеального общества – глобальное начинание». В этой книге Махариши развивает внутреннее значение каждого из первых девяти слов Рик Веды в контексте описания 16 версий Конституции Мирового Правительства эпохи Просвещения.
ПЕРВАЯ РИЧА РИК ВЕДЫ ГЛАСИТ:
«АГНИМ ИЛЕ ПУРОХИТАМ ЯГЙЯСЬЯ ДЕВАМ РИТВИДЖАМ ХОТАРАМ РАТНА ДХАТАМАМ». (Рик Веда 1.1.1)
Давайте обратимся к подробному описанию Махариши этих первых девяти слов Рик Веды и посмотрим, могут ли они быть связаны с основными качествами, сущностной природой каждой из девяти грах. Определение каждого из девяти слов, приведённое ниже в кавычках, было взято начиная со страницы 128 этой публикации.
AGNIM
«… содержит в своей структуре, в форме семени, полное знание всех Законов Природы, всех эволюционных процессов и всех форм и действий во вселенной. Таково оно представляет всю ценность Высшего разума …»
Ясно, что это относится к Сурье, которая в Джйотише представляет чистое сознание, Творческий Разум, Самость, источник всех знаний и действий. Поверхностное значение слова Агни – «огонь», а Солнце – единственная граха, состоящая из огня и освещающая своим светом все остальные грахи солнечной системы. Подобно тому, как Агни является источником всей Веды и Ведической литературы, Солнце можно рассматривать как источник всех видов деятельности и жизни в Солнечной системе…
ИЛЕ
«… показывает Механику Творения, содержащуюся в слове АГНИМ. … Оно выражает первое пробуждение Законов Природы, когда они инициируют деятельность в области сознания».
Это относится к Чандре, Луне, потому что в Джйотише Луна представляет разум, который является просто ещё одним выражением «активности в поле сознания».
«Благодаря осознанию, прозрачному для себя, сознание возникает изнутри своей чистой потенциальности (АГНИМ) и, обращаясь к себе (ИЛЕ), устанавливает «наблюдаемые наблюдателем» отношения внутри своей собственной структуры».
Именно активность в сознании структурирует субъектно-объектные отношения внутри неделимой целостности сознания. Здесь у нас есть описание того, как разум соотносится с чистым сознанием, или с точки зрения джйотиша, как Луна взаимодействует с Солнцем и далее, как она отражает качества Солнца.
«ИЛЕ, – утверждает Махариши, – это первый росток высшего разума, который стал первым выражением творческого разума».
Этот отрывок описывает, как ум возникает из чистого сознания. Махариши заявил, что «ИЛЕ» означает «повторять снова и снова» – в терминах джйотиш это относится главным образом к Луне, поскольку Луна представляет собой нечто циклическое.
В процессе Трансцендентальной Медитации ум «обращается назад к самому себе», подобно тому, как Луна «сливается» с Солнцем каждый месяц.
Это иллюстрирует тот факт, что ИЛЕ относится к качествам и характеристикам Луны, описанным Джйотишем…
ПУРОХИТАМ
«… это чистая потенциальность в движении … это целостность сознания, оживлённая самопознанием и способная инициировать действие в рамках своей собственной непроявленной структуры … молчаливый инициатор и внутренний контролёр всех действий, источник всех» полномочий, закона и власти … »
В Джйотише Мангала (Марс) описывается как генерал армии, инициатор действия, архетип власти и управления. Махариши подчёркивает, что власть и авторитет, проявленные ПУРОХИТАМ, происходят от Агним – именно так обстоит дело с Мангала, генералом армии, чья сила и власть основаны на силе царя Сурьи (Солнца).
Эти пункты устанавливают тот факт, что ПУРОХИТАМ относится к Мангалу…
ЯГЬЯСЬЯ
«… выражает кодекс действия, с помощью которого может быть достигнута любая желаемая цель. Механизм достижения заключается в том, что сознание, просто следуя своей собственной природе, вкладывает свой бесконечный потенциал в область действия».
Сознание выражает свою природу через желание. Желание является конечным средством достижения чего-либо. Этот принцип прекрасно относится к Раху (северному лунному лунному узлу), поскольку сама его природа заключается в желании и достижении одной цели за другой.
Раху – это локомотив жизни, локомотив желания, благодаря которому существа следуют своей собственной природе. Интересно отметить, что «Шримад-Бхагаватам», одна из двух Махапуран, упоминает о воплощении Бога в борове. Этот кабан является воплощением всех ягьий. Ягьи – это утонченные технологии ведической инженерии, с помощью которых можно достичь любой желаемой цели.
Во второй главе «Брихат Парашара Хора Шастра» Махариши Парашара перечисляет десять воплощений Бога и классифицирует их по отношению к определенной грахе. В этой классификации воплощение кабана относится к Раху. Из этих точек очевидно, что существует космическое соответствие между ЯГЬЯСЬЕЙ и качествами Раху…
ДЕВАМ
«… это импульс Творческого Разума, который самопроизвольно ведёт всю деятельность в эволюционном направлении».
Ясно, что это функция Гуру (Юпитера), который является гидом, учителем, духовным наставником дэвов (импульсы творческого разума, персонифицированные как боги). Из всех грах это в основном качество Гуру заставляет нас идти к эволюции, расширению, просветлению и т.д. Гуру показывает нам путь к реализации эволюционных целей и стремлений. Из этого соображения ясно, что ДЭВАМ является точным выражением принципа Гуру…
РИТВИДЖАМ
«… это абсолютная, неактивная ценность Творческого Разума. Высший разум настолько безграничен, что он может функционировать без функционирования – само его присутствие регулирует деятельность так, что оно спонтанно верно» … это … «элемент, который поддерживает целостность сознания и свидетельствует о всей деятельности “.
Эти атрибуты сознания [помните: мы говорим о разных качествах одного и того же сознания] напоминают нам характеристики Шани (Сатурна). Шани представляет Абсолют, тишину, медитацию, самоанализ, состояние йоги, свидетельствующий аспект нашего сознания, врата к совершенству в жизни. Он представляет нашу совесть, внутренний направляющий свет для всей нашей мысли, речи и действия. Таким образом, ясно, что РИТВИДЖАМ представляет суть принципа Шани…
ХОТАРАМ
«… это творческий разум в действии. В то время как РИТВИДЖАМ – это обращение к самому себе, ХОТАРАМ символизирует деятельность» … с помощью которой… «весь спектр деятельности может быть наделён бесконечным потенциалом творческого разума, так что каждое действие приводит к наибольшим результатам. Его цель – живая реализация в волнах жизни».
Это описание явно относится к принципу Будхи, представленному граха Будхой (Меркурием), который является самой быстро движущейся грахой Творческого Разума в действии. Будха олицетворяет ум, творческий потенциал, живость и радость во всех фазах нашей повседневной жизни и даже в нашей профессиональной сфере.
На уровне поверхностного значения этой первой ричи Рик Веды, ХОТАРАМ относится к фактическому исполнителю ягьи (ведического огненного ритуала) – человеку, который произносит соответствующие мантры Вед, ловко изливая предписанные жертвы в огонь. Это именно то, что характерно для Будхи, который, как говорят в джйотише, знает наизусть все четыре Веды и является ловким, умелым исполнителем разумных действий. Все эти пункты чётко устанавливают связь между ХОТАРАМ и Будхой…
РАТНА
«… чистый блеск Творческого Разума, сияющего в его наиболее концентрированной форме между тишиной и действием, Абсолютным и относительным» … это «благодать жизни в её высшей форме, кульминация всех процессов эволюции».
Ясно, что это описание может относиться только к Кету (южному лунному узлу), поскольку Кету известен как «мокша карака», даритель мокши, освобождения, которое ведическая наука объявляет кульминацией всех процессов эволюции. Кету означает полное знание, полное просветление, которое сияет в своей наиболее концентрированной форме между тишиной и действием, между Абсолютом и относительным. Сознание находится в промежутке между всеми противоположными ценностями. Кету, как таковое, – ничто, это всего лишь математическая точка, определяемая взаимодействием Солнца и Луны – между Абсолютом (Солнцем) и относительным (Луной), между тишиной и динамизмом. Кету в символике Джйотиша относится к Солнцу, как к чистому блеску Творческого Разума.
Интересно отметить, что Раху относится к Луне, которая в символах Джйотиша представляет разум. Согласно ведической психологии, каждая деятельность ума по своей сути является выражением желания, таким образом, связывая принцип Раху как с Луной, так и с совершением ягьи, как мы видели ранее.
На поверхностном уровне значения слова «РАТНА» означает «драгоценный камень», и, как таковое, оно также относится к Кету, поскольку Кету означает блеск, искры огня и любое необычное или поразительное явление, привлекающее внимание. В описании следующего слова «ДХАТАМАМ» Махариши ссылается на РАТНУ как символ просветлённых людей. Все эти моменты устанавливают связь между РАТНОЙ и принципом Кету…
ДХАТАМАМ
«… показывает, что сознание выросло до такой степени концентрированной полноты и чистоты, что оно переполняется, чтобы излучать свою ценность в окружающей среде». В ДХАТАМАМ, пишет Махариши, «сознание проявляется как даритель высшей ценности жизни, как дающий просветление и делающий его общедоступным».
На уровне слова «ДХАТАМАМ» – означает «дающий». Дарить – это выражение любви. Давать – это спонтанный результат переполнения полноты сознания. Следовательно, ценности, представленные «ДХАТАМАМ», могут быть связаны с природой Шукры (Венера), которая символизирует любовь и общность, спонтанно излучая свою ценность для окружающей среды.
Махариши подразумевает, что ценность переполнения, содержащаяся в ДХАТАМАМ, является спонтанным результатом концентрированной полноты и чистоты сознания. Интересно отметить, что значение слова Шукра является «чистота». Любовь, которую Шукра обозначает на языке джйотиша, является спонтанным результатом полноты сознания. Только когда Атман испытан во всей своей чистоте и полноте, тогда любовь может спонтанно исходить из этого опыта Самосознания. Все эти пункты подтверждают, что ДХАТАМАМ связан с сущностью принципа Шукры, принципом любви и общности…
Перевод статьи Drs. Frans Langenkamp, Ph.D