Назад | Оглавление | Вперед
Нервная система и искусство Бытия
Искусство Бытия на уровне нервной системы означает, что нервная система функционирует в полную силу при любых условиях, не теряя связи с Бытием.
Прежде, чем продолжить, важно отметить, что для того, чтобы любой опыт состоялся, нервная система должна находиться в определенных условиях. Каким бы ни был опыт в любом состоянии сознания – бодрствования, сновидений или глубокого сна, – он возможен только при соответствующем условии. Созерцание цветка возможно только потому, что нервная система приспосабливается к особому условию, при котором глаза остаются открытыми, а образ цветка попадает на сетчатку глаза, делая возможным передачу необходимых импульсов в кору головного мозга. Если нервная система не оказывается в требуемом состоянии, восприятие цветка не происходит. Это приспособление нервной системы необходимо для всех опытов.
Искусство Бытия на уровне нервной системы означает, что в каком бы состоянии – бодрствования, сновидений или глубокого сна не находилась нервная система, она никогда не утрачивает состояния, обретенного ею во время опыта чистого Бытия.
На первый взгляд это сохранение чистого Бытия представляется невозможным. Опыт показывает, что нервная система не может одновременно находиться в двух различных условиях, поддерживая два различных состояния сознания. Она может находиться только в одном состоянии одновременно: или бодрствования, или сновидений, или глубокого сна, или трансцендентном состоянии. Тщательное изучение, однако, покажет, что человеку под силу установить нервную систему в состоянии, которое постоянно будет поддерживать уровень Бытия в качестве основы всех состояний нервной системы, ответственных за восприятие в условиях бодрствования, сновидений или глубокого сна. Нервная система человека – самая совершенная во всем мироздании.
Умение создать в нервной системе такое постоянное состояние состояние, которое будет поддерживать уровень Бытия и в то же время допускать восприятие, есть искусство Бытия на уровне нервной системы. Чем является это искусство на практике?
Чтобы обрести опыт состояния бодрствования, ум вступает в контакт с внешним миром через механизм нервной системы, которая стимулирует чувства и тело и связывает ум с окружающим миром, обеспечивая восприятие. Когда в результате продолжительной активности чувства и вся нервная система, связанная с ними, устают. Ум теряет связь с чувствами и внешним миром, и опыт состояния бодрствования прекращается.
До тех пор, пока ум не удовлетворен, он продолжает быть активным. Когда нервная система устает на уровне чувств, она не может более познавать внешний мир в состоянии бодрствования. Однако, из-за стремления ума к активности другая часть нервной системы получает команды ума. Эта другая часть нервной системы тогда становится активной и стимулирует более тонкие уровни чувств, которые, обычно, не используются при восприятии в состоянии бодрствования, вызывая иллюзорное восприятие в состоянии сновидения. Когда, функционируя на этом уровне некоторое время, более тонкие области нервной системы устают, способность воспринимать иллюзорные опыты теряется. Это приводит к состоянию отсутствия восприятия, то есть, глубокого сна.
Во время Трансцендентальной медитации, однако, нервная система естественно устанавливается в состоянии, отличном от тех, которые осуществляют восприятие состояний бодрствования, сновидений или глубокого сна. При этом условии нервная система способна испытывать чистое Бытие – опыт трансцендентного сознания, само состояние трансцендентного сознания.
Именно так, через практику Трансцендентальной медитации, нервная система, которая обычно колеблется только между состояниями бодрствования, сновидений и глубокого сна, обретает новый статус. При близком рассмотрении этот статус может быть определен на стыке любых двух из трех состояний сознания [см. “Основной принцип Трансцендентальной медитации“, где подробно объясняется, как, следуя за мыслью в начальные состояния её развития, сознательный ум достигает трансцендентного сознания, и что состояние трансцендентного Бытия располагается в его чистоте между возникновением двух мыслей; подобным образом легко обнаружить, что в конце тончайшего аспекта состояния бодрствования, перед началом тончайшего аспекта состояния сновидений, лежит трансцендентное состояние чистого Бытия, или что между сознанием в состоянии бодрствования и сознанием в состоянии сновидений лежит состояние чистого сознания]. В этой точке достигается искусство Бытия на уровне нервной системы.
Так как состояние нервной системы, которое приводит к опыту Бытия, является состоянием, отличным от состояний бодрствования, сновидений и глубокого сна; так как оно находится между двумя из этих трех состояний; так как оно является состоянием, где вся нервная система “парит” между активностью и неактивностью; так как ни в одном из этих трех состояний вся нервная система не подвергается одному виду приспособления, то становится возможным поддерживать постоянно условие, необходимое для состояния Бытия, даже позволяя активности или неактивности в определенных частях нервной системы вызывать восприятие обычных состояний бодрствования, сновидений и глубокого сна, одного за другим. Это и есть искусство Бытия на уровне нервной системы, которая находит свое осуществление в постоянной практике Трансцендентальной медитации.
Назад | Оглавление | Вперед