Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.53
Когда твой интеллект, смущенный Ведическими текстами, станет твердым, непоколебимым в высшем “Я”, тогда ты достигнешь Йоги.
“Ведические тексты”: это возвращает к стихам 42—44.
Веды раскрывают мудрость правильного и неправильного на разных уровнях эволюции. Они открывают целое поле жизни, оставляя человеку выбор своего продвижения по пути эволюции. Поэтому вполне возможно, что под впечатлением учения Вед ум, находя такой широкий спектр знаний в своем распоряжении, может легко смутиться. Но когда он однажды обретет доступ к своей собственной природе, ум “непоколебим”. В этом решительном состоянии, когда он выходит за пределы всего поля относительной жизни, он обретает Самосознание, или чистое сознание; а когда это чистое состояние сознания не утрачивается ни под каким влиянием, тогда Йога, или искусство действия, достигнуто.
Ведическая мудрость заключает в себе различные выражения Реальности, увиденной с разных точек зрения и преподанной разными школами мысли. Эти многочисленные теории призваны удовлетворить разные уровни человеческого понимания, поскольку цель Вед — просветление для людей всех типов.
Когда человек видит различные перспективы в Ведической литературе, он может быть смущен различием мнений о пути реализации. Но когда ум приходит к самадхи, или трансцендентальному сознанию, цель всех путей достигнута. Это решительное состояние достигшего ума остается полностью ясным, свободным от любых сомнений о пути к этому.
Из центра Реальности вся окружность жизни видится как совершенно гармоничная, ведь когда центр найден, становится ясно, что все бесчисленные радиусы окружности сходятся в одной точке. Если центр не найден, тогда разные радиусы будут рассматриваться как отделенные друг от друга и не имеющие точки слияния. Вот почему Господь подчеркивает важность непосредственного опыта самадхи, чистого сознания. Только это может рассеять нерешительность.
Цель данного стиха — укрепить учение, данное Господом в 45-м стихе; он никоим образом не опровергает ценность знания, содержащегося в Ведических текстах, без которого интеллектуальное удовлетворение не было бы возможным. Знание писания становится важным, как только Реальность была узнана по непосредственному опыту.
“Йога” здесь значит “искусство действия”, как определено в стихе 50. Господь дает Арджуне очень ясно понять, что, пока его ум не достигнет сначала трансцендентального сознания и пока его интеллект не утвердится затем непоколебимо в этом состоянии чистого сознания, иначе говоря, пока не будет достигнуто космическое сознание, он не может обрести йогу, или искусство действия.
Для того, чтобы более обстоятельно понять, как трансцендентальное сознание совместимо с действием и как оно дает начало искусству действия, Арджуна в следующем стихе задает очень практический вопрос.
Назад | Оглавление | Вперед