Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.49
В самом деле, далеко от уравновешенного интеллекта действие, лишенное величия, О завоеватель богатства. Найди прибежище в интеллекте. Жалки те, кто живет ради плодов (действия).
“Уравновешенный интеллект” (буддхи йога): уравновешенное состояние ума, как объяснялось в предыдущем стихе. Здесь Господь разъясняет различие между действием, в которое интеллект вовлечен, и тем, в которое он остается невовлеченным. Он говорит, что действие, совершаемое, когда не достигнуто равновесие интеллекта, или Йога, — низкой природы: оно неэффективно и слабо, “лишено величия”. Он просит Арджуну подняться до невовлеченного состояния разума, так чтобы его действие могло обрести величие, а сам он смог в то же время достичь состояния свободы.
Господь осмеивает судьбу тех, кто не способен подняться до этого состояния действия в непривязанности. Он говорит, что они жалки, те, кто стремится только наслаждаться внешним полем жизни, кто не живет полнотой внутренних и внешних блаженств жизни, развивая уравновешенное состояние ума, описанное в предыдущем стихе. Господь говорит: “Найди прибежище в интеллекте”, тем самым предлагая Арджуне сначала обратиться внутрь и “быть без трех гун” (“ни-страйгуньо бхав-Арджуна”, стих 45), а затем, будучи утвердившимся в состоянии Йоги, в своем высшем “Я”, совершать действия (“йогастах – куру кармани”, стих 48).
Господь хочет, чтобы Арджуна, прежде чем он начнет действовать, утвердил себя в Йоге. Он определил Йогу как “равновесие ума”, состояние полноты, которое есть состояние естественной невозмутимости. В этом состоянии на человека не оказывают воздействия ни успех, ни неудача. Дело не в том, что он сознательно пытается рассматривать потерю и приобретение как одно и то же, но что они естественно не воздействуют на него — действительно хорошее и желанное состояние, достигаемое с помощью практики Трансцендентальной Медитации, к которой адресуется стих 45. Старание сохранить невозмутимость ума, не достигая этого состояния, просто пытаясь взирать на все вещи, как на одинаковые, можно назвать лицемерием и самообманом.
Разумеется, Господь не призывает Арджуну культивировать невозмутимое настроение или поддерживать сознательное безразличие по отношению к результатам в процессе действия. Любая такая попытка сохранить невозмутимость на уровне мышления может только привести к напряжению и вялости ума. Здесь выделено, как и в предыдущем стихе, достижение чистого разума, или Бытия. Именно состояние Бытия развивает ум, дабы он был однонаправленным, тем самым повышая его эффективность во время действия.
К несчастью, на протяжении многих веков этот и подобные стихи, произнесенные Господом Кришной, посвященные Йоге действия, были неправильно истолкованы; это явилось причиной того, что люди утратили свою энергию и настойчивость в действии во имя непривязанности. Результатом явились праздность, бессилие и ослабление самой структуры как индивидуальной, так и общественной жизни.
Здесь дается динамичная философия, которая призвана вдохновить лишенного энтузиазма человека и усилить обычный ум. Вместо этого, из-за общего неверного истолкования, она стала средством сделать человека непригодным в любой области деятельности; она стала оказывать тормозящее, влияние на человеческие усилия.
Вся философия кармы, или действия, прозрачно объяснена Арджуне, чтобы он мог стать цельной и динамичной личностью.
Господь говорит: “Жалки те, кто живет ради плодов” действия — тех, кто стремится к результатам своих действий, нужно пожалеть. Это утверждение в особенности часто было неправильно понято комментаторами. Они советовали людям работать, но не стремиться к результату. Однако несомненно, что действие должно быть совершено, чтобы достичь какого-то результата. Никакое действие не может быть совершено, если не иметь в виду некий явный результат. Господь здесь только предполагает показать Арджуне принцип повышения ценности действия, повышая уровень ума и позволяя ему подняться до состояния безграничного сознания в вечной свободе.
Когда нужно выпустить стрелу, сначала оттягивают назад тетиву. Если же вместо этого стрелу выпустят в спешке без необходимого натяжения тетивы, тогда цель не будет достигнута, мишень не будет поражена, у действия не будет силы, а действующий не выполнит своего желания.
Господь имеет в виду, что жалки те, кто так спешит добиться плода действия, что они начинают действовать без подготовки, долженствующей придать делу силу. Они жалки не потому, что их цель — плод действия, как неверно заявляют многие комментаторы, но потому, что им не удается получить полный плод их действия. Они жалки, потому что не знают, как заставить свои действия дать максимальный результат и принести осуществление их желаний.
Они жалки, потому что они не заботятся о причине, их заботит только следствие. Таким образом, они теряют возможности для совершенствования и большего достижения. Интеллект — источник, или причина, действия. Поэтому Господь говорит: “Найди прибежище в интеллекте” и “в самом деле, далеко от уравновешенного интеллекта действие, лишенное величия”.
Пока его ум не отодвинут назад к абсолютному состоянию интеллекта, поступки человека в миру будут немощны, и вот поэтому он назван жалким. Жалок тот, гласит Брихадараньяка Упанишада, кому не удается общаться с внутренним божественным сознанием. Он жалок потому, что он не способен ни наслаждаться полным результатом своих действий, ни преодолеть их сковывающего влияния.
Действие совершается на уровне чувств, но ведет свое происхождение от начала мыслительного процесса. Мысль возникает на глубочайшем уровне ума; она воспринимается на уровне мышления, где и принимает форму желания; желание, в свою очередь, выражает себя в форме действия. Вот почему Господь говорит, что “уравновешенный интеллект” и поле деятельности удалены друг от друга. Один находится на уровне абсолютной жизненной энергии; другой — на слабом и рассеянном уровне энергии, поскольку по мере того, как процесс проявления мысли развивается в действие, концентрация энергии становится слабее. По этой причине Господь заявляет, что жалки те, кто склонен к одному лишь действию, а не к решительному состоянию интеллекта прежде всего, и лишь позднее — к действию.
Тот, кто занимается Трансцендентальной Медитацией и знакомится с внутренним божественным сознанием, воистину наслаждается величайшим в мире плодом действия. В то же время возрастает его свобода от пут и, в конце концов, он достигает целостности жизни.
Такова цель учения Господа Кришны: “Найди прибежище в интеллекте”. В нем сформулирован идеальный принцип интеграции жизни и дана простая техника ее достижения.
Господь хочет, чтобы Арджуна обрел глубокую убежденность и ясное понимание отношения между состоянием Йоги и действием, а также между Йогой и деятелем.
Назад | Оглавление | Вперед