Назад | Оглавление | Вперед
Стих 2.48
Утвердившись в Йоге, О завоеватель богатства, совершай действия, отказавшись от привязанности и став уравновешенным в успехе и неудаче, ибо равновесие ума называется Йогой.
“Утвердившись в Йоге” значит утвердившись в космическом сознании. Йога, или Единение ума с божественным разумом, начинается, когда ум достигает трансцендентального сознания; Йога обретает зрелость, когда это трансцендентальное сознание-блаженство, или божественное Бытие, до такой степени распространяется в уме, что, в каком бы состоянии ум, как таковой, ни находился, будь то бодрствование или сон, он остается утвердившимся в состоянии Бытия. Именно на это состояние совершенного просветления Господь ссылается в начале стиха, когда Он говорит: “Утвердившись в Йоге”. К концу стиха Он определяет “Йогу” по отношению к действию как “равновесие ума”. Это уравновешенное состояние ума — результат вечного удовлетворения, которое приходит с сознанием–блаженством. Его нельзя достичь, создавая невозмутимый настрой в потере и обретении, как обычно думают комментаторы.
Йога — это основа целостной жизни, средство привести в гармонию внутреннюю созидательную тишину и внешнюю активность жизни, а также способ действовать с точностью и успехом.
Утвердившись в Йоге, Арджуна утвердился в конечной Реальности жизни, являющейся источником вечной мудрости, силы и созидательности.
Частью подготовки того, кто хочет стать хорошим пловцом, является искусство ныряния. Если кто-то способен с успехом оставаться на глубине, тогда плавать на поверхности становится легко. Всякое действие есть результат игры сознательного ума. Если ум силен, тогда действие также сильно и успешно. Сознательный ум становится мощным, когда оживлены более глубинные уровни океана ума в процессе Трансцендентальной Медитации, которая уводит внимание с поверхности сознательного ума к трансцендентальному полю Бытия.
Процесс погружения внутрь себя — это путь утверждения в Йоге.
Когда Господь говорит, что, закончив этот процесс, Арджуна должен выйти и действовать, Он дает ему механику успешного действия.
Чтобы успешно выпустить стрелу, необходимо прежде согнуть лук, оттянуть тетиву назад, тем самым придавая ей большую потенциальную энергию. Когда она оттянута назад до последней возможности, тогда она обладает наибольшей динамической силой.
К несчастью, искусство действия, раскрытое Господом Кришной в этой беседе, кажется, исчезло сегодня из практической жизни. Это потому, что многие века из-за отсутствия правильной интерпретации этих стихов считалось трудным привести ум к высшему “Я” и стать утвердившимся в Йоге.
В действительности, совершенно легко перевести внимание на поле Бытия: человек должен только позволить уму самопроизвольно двигаться от грубого поля объективного опыта, через тонкие поля мыслительного процесса к конечной трансцендентальной Реальности существования.
По мере того, как ум двигается в этом направлении, он начинает испытывать возрастающее очарование с каждым шагом, пока он не достигнет состояния трансцендентального сознания-блаженства.
Наградой за приведение ума к этому состоянию является то, что индивидуальный ум растет до статуса космического ума, поднимаясь над всякими его индивидуальными изъянами и ограничениями.
Так мелкий предприниматель, становясь богатым, достигает статуса мультимиллионера. Потери и приобретения рынка, которые прежде так влияли на него, теперь никак на него не воздействуют и он вполне естественно поднимается над их влиянием.
Господь хочет, чтобы Арджуна действовал, но Он хочет, чтобы прежде чем начать действовать, он достиг статуса космического разума. В этом Его доброта. Когда богатый человек хочет, чтобы его сын начал собственное дело, он обычно не желает, чтобы сын начинал с малого, так как знает, что на этом пути на его дорогого сына будут влиять мелкие потери и приобретения, и будут делать его несчастным или счастливым из-за пустяков. Поэтому он дает ему статус богатого человека, а затем просит его начать дело с этого уровня. Господь Кришна, как добрый и способный отец, советует Арджуне достигнуть состояния космического разума, а затем действовать с этого высокого состояния свободы в жизни.
Человек не может оставаться уравновешенным в утрате и обретении, пока он не достиг состояния устойчивого удовлетворения. Здесь Господь просит Арджуну дойти до этого состояния устойчивого удовлетворения через непосредственный опыт трансцендентального вечного блаженства. Он не советует просто настроения невозмутимости.
Состояние трансцендентального блаженства в вечном Бытии настолько самодостаточно, что по своей структуре оно абсолютно. Оно — полнота жизни, совершенство существования, и поэтому никоим образом не привязано ни к чему в относительном поле, совершенно свободно от влияния действия. Когда Господь говорит: “отказавшись от привязанностей”, Он имеет в виду “достигнув этого состояния вечного Бытия, которое полностью отделено и обособлено от деятельности”. А когда Он говорит: “став уравновешенным в успехе и неудаче”, Он имеет в виду “достигнув устойчивости в этом состоянии вечного Бытия”.
Регулярная практика Трансцендентальной Медитации — это прямой путь подняться до состояния трансцендентального Бытия и упрочить его в самой природе ума, так что, безотносительно к занятости ума конфликтами, присущими многообразию жизни, структура Единения в вечной свободе естественно поддерживается, и жизнь не потеряна для самой себя.
Вот определение Йоги, почва для которого была подготовлена словами “Будь без трех гун”, в стихе 45; Йога — это то вечно уравновешенное и неизменное состояние трансцендентального сознания, которое, оставаясь трансцендентным, но будучи в то же время основано на самой природе ума, освобождает ум для участия в деятельности, не становясь вовлеченным в нее.
Следующие стихи возносят славу этой Йоге, уравновешенному состоянию ума, и разъясняют ее пользу для повышения достоинства действия и дарования вечной свободы деятелю.
Назад | Оглавление | Вперед