Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.20
Воистину, одним лишь действием Джанака и другие достигли совершенства. Больше того, даже взыскуя блага мира, тебе следует совершать действие.
Стих превозносит действие за его важность для мира и как средство вечного освобождения от зависимости. В то же время он иллюстрирует конкретными примерами абстрактные принципы Карма Йоги и их воздействие.
Именно величие действия принесло интеграцию жизни в сознании Бога “Джанаке и другим” и дало им возможность делать добро миру.
Интеграция-жизни зависит от ума, движущегося по кругу между полем Абсолюта и полем деятельности. Ум уходит в непроявленное и возвращается к проявленному, испытывая таким образом “на опыте оба поля жизни, абсолютное относительное. Это состояние целостного человека в космическом сознании.
Когда Король Джанака и другие люди подобно ему утвердились в Реальности, в то время как были вполне деятельны в миру, секрет заключался не в их продолжающейся внешней деятельности. Он заключался в том факте, что такая деятельность дополнялась их опытом Трансцендентного, через внутреннюю деятельность медитации. Если мы рассматриваем движение ума от грубой внешней деятельности к Трансцендентному, мы можем сказать, что это деятельность в направлении прекращения деятельности, которая дает уму статус Абсолютного. Сама по себе медитация — деятельность. Ввиду этого, несомненно можно считать, что это — “одно лишь действие”2, приносящее совершенство.
Высшее “Я” вездесуще и вечно. Оно не нуждается ни в чем, чтобы осознать Себя. Человек утрачивает Его, оставаясь в поле деятельности. Поэтому, чтобы осознать Его, он должен просто выйти3 из деятельности,
заняться деятельностью в более тонких ее полях, пока он не окажется совершенно вне поля деятельности, в поле Трансцендентного. Это объясняет принцип просветления через действие.
В качестве непосредственного результата этой внутренней деятельности медитации, внешняя деятельность в миру становится более успешной и более совершенной. Вот что Господь имеет в виду, когда Он говорит:
“Воистину, одним лишь действием Джанака и другие достигли совершенства”.
Каждое действие начинается с тончайшего уровня относительной жизни, который почти един с уровнем Абсолюта, с чистым Бытием. Оно начинается как мысль. Мысль сама по себе проходит через много стадий, от тонких до грубых. На определенной стадии она достигает того уровня ума, где она сознательно оценивается как мысль, и тогда она может быть претворена в речь или действие.
Благодаря практике Трансцендентальной Медитации мысль начинает восприниматься на более тонком уровне. Здесь она более мощна и приводит к более успешным действиям. Таким образом, на непосредственном опыте трансцендентального Бытия, через направленный внутрь ход действия во время медитации, человек получает не только духовную свободу, но и больший успех в миру.
Удовлетворенность и безмятежность, достигнутые благодаря этому действию медитации, производят гармоничное и жизнеподдерживающее влияние на весь мир. Поднимая сознание человека, они наполняют его сердце вселенской любовью, которая побуждает его трудиться для “блага мира” наиболее естественным образом.
Следует помнить, что не нужно продолжительного времени безмолвной медитации, чтобы достичь трансцендентального Бытия: просто погружение высшего “Я” на несколько минут, и в ум вливается природа чистого сознания, которой он обогащается во всякой деятельности в течение дня. Вот способ жить духовной жизнью, которая делает славными даже физический и материальный аспекты мирской жизни.
Назад | Оглавление | Вперед