Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.3
Благословенный Господь сказал: Как я разъяснял прежде, О безупречный, есть в этом мире два пути: Йога знания для людей созерцания и Йога действия для людей действия.
В этом стихе слово “Йога” — общее и для Гьяна Йоги, Йоги знания, и Карма Йоги, Йоги действия. Состояние трансцендентального сознания — это состояние Йоги, или Единения, в котором ум остается настолько полно единенным с божественной природой, что становится Ею. Когда это Единение поддерживается естественно, независимо от образа действия ума в состоянии бодрствования, сна со сновидениями или глубокого сна, — тогда это состояние сознания называют космическим сознанием.
Когда состояние трансцендентального сознания, или Йora, дополнено процессами мышления и различения, чтобы развить его в космическое сознание, путь называют Йогой знания, Гьяна Йогой; в то же время, когда состояние трансцендентального сознания дополнено действием на чувственном уровне, чтобы развить его в космическое сознание, путь называют Карма Йогой, Йогой действия. Эти два вида Йоги удовлетворяют потребности всех людей, как людей, склонных к созерцанию, так и активных.
Опыт Трансцендентного во время медитации это постижение только одного аспекта Реальности — непроявленного, абсолютного аспекта. Для постижения Истины во всей ее полноте этот опыт должен идти рука об руку с опытом проявленного аспекта, который является относительной фазой существования.
Чтобы трансцендентальное сознание-блаженство могло переживаться все время, необходимо, чтобы оно не утрачивалось, когда ум выходит из медитации и занимается деятельностью. Для того, чтобы это было возможно, ум должен настолько близко познакомиться с состоянием Бытия, чтобы Оно все время оставалось укорененным в уме, во всей умственной активности мышления, различения и принятия решений, а также во всех фазах действия на уровне чувств. В свою очередь, для этого необходимо, чтобы процесс достижения трансцендентального сознания через медитацию перемежался с процессом занятия деятельностью, чтобы трансцендентальное сознание и бодрствующее состояние сознания могли сблизиться и наконец слиться друг с другом и дать начало космическому сознанию, состоянию сознания-блаженства, внутреннему ощущению Бытия во всей деятельности, в состояниях бодрствования и сновидений, и в тишине состояния глубокого сна.
Как есть два типа людей — люди мысли и люди действия — так есть и два образа жизни: образ жизни- отшельника для человека мысли и образ жизни домохозяина для человека действия. Человек мысли после медитации занимается мыслительной деятельностью созерцания и таким образом достигает интеграции трансцендентального и бодрствующего состояния сознания, тогда как человек действия после медитации возвращается в поле действия и таким способом достигает той же цели.
Итак, Гьяна Йога отшельника и Карма Йога домохозяина отличаются друг от друга лишь фазами деятельности. Человек одного типа посвящает себя умственной деятельности мышления, различения и принятия решения относительно природы мира и Божественного; другой посвящает себя деятельности, не делая процесс мышления средством осуществления. Таким образом оба “занимаются деятельностью постижения после достижения трансцендентального” сознания.
Господь говорит Арджуне, что эти два пути постижения передаются из поколения в поколение с незапамятных времен. Это два разных пути для двух разных типов людей, которые ведут два разных образа жизни.
К несчастью, была создана путаница в понимании этого принципа постижения прямого пути эволюции. Если домохозяин примет мировоззрение Йоги знания, тогда он попадет в мир мысли и станет менее практичным. Подобным же образом, если отшельник воспримет мировоззрение Йоги действия, он утратит возможность беспристрастного различения и постоянного потока созерцания. Он попадет в поле действия, на ярмарку жизни.
Оба пути равноценны для развития космического сознания Карма Йога” и Гьяна Йога — каждая являет прямой путь к осуществлению, но избранный путь должен подходить образу жизни и естественным склонностям ищущего. Домохозяину не следует пытаться постигать через Санкхью, или Гьяна Йогу, пусть он примет путь Карма Йоги и, осуществляя стремления мирской жизни, он естественным и гармоничным образом достигнет космического сознания. Точно так же отшельнику, или саньяси, не нужно стремиться принять путь Карма Йоги. Пусть он следует учению Санкхьи, или Гьяна Йоги, и, осуществляя стремления отшельнического образа жизни, он так же естественно и гармонично придет к космическому сознанию.
Заинтересованные в духовном прогрессе веками принимали мировоззрение, приемлемое лишь для отшельнического образа жизни. Совершенно оправданному для тех немногих, кто удалился от мира, этому мировоззрению нет места в жизни подавляющего большинства человечества, ведущего образ жизни домохозяина. Путь Карма Йоги, в отличие от пути знания, — это не путь мышления или интеллектуального понимания; это непорочный путь действия, дополненный Трансцендентальной Медитацией. В Карма Йоге нет места размышлениям о божественном “Я”, или Боге. Те, кто, занимаясь действием, пытаются думать,_о Боге, не могут преуспеть в приведении ума к сознанию Бога на уровне трансцендентального Божества, не преуспеют они как следует и в поле действия, потому что действие становится слабым, когда ум не полностью отдан ему. Это равносильно потере в обоих направлениях. Они не становятся полностью ни людьми Бога, ни преуспевающими людьми в миру.
Для тех, кто хочет преуспеть и в поле Божественного, и в миру, есть I путь Карма Йоги — несколько минут медитации утром и вечером и обычная деятельность в остальное время дня. Медитация, однако, должна быть такого рода, чтобы привести ум прямо к трансцендентальному сознанию, а деятельность в течение дня должна осуществляться с легкостью и без напряжения.
В уме должно зародиться, что практика медитации обязательна для обоих — и для отшельника, и для домохозяина. В то же время для просветления обязательно, чтобы и тот, и другой после практики медитации занимались деятельностью, — деятельность интеллекта, как в случае отшельника, или чувств, как в случае домохозяина, духовна.
Отшельнику дается особый принцип мышления, который служит для того, чтобы удержать и укрепить его на пути отрешения. Так же точно домохозяину предоставляется особый принцип действия, чтобы удержать и укрепить его на его пути действия. Эта деятельность после медитации важна для интеграции бодрствующего и трансцендентального состояний сознания, но фактическое содержание мышления отшельника и действия домохозяина никоим образом не содействует интеграции двух состояний сознания. Деятельность физическая и умственная ценна, так как служит причиной для того, чтобы вызвать такую интеграцию. Разумеется, содержание мысли и действия обладает своей ценностью для двух образов жизни, но оно не затрагивает поля Бытия.
Цель обоих путей — утвердить человека на уровне сознания, на котором он будет наслаждаться жизнью, полной значения, установившись в вечной свободе сознания-блаженства. Такой человек становится более сильным и преуспевающим в своем собственном образе жизни — деятельность домохозяина и уединение отшельника полностью защищены и приведены к осуществлению.
Назад | Оглавление | Вперед