Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.41
Тот, кто отказался от действия благодаря Йоге, О завоеватель богатства, чьи сомнения разорваны в клочья знанием, кто владеет высшим “Я”, его действия не связывают.
“Тот, кто отказался от действия благодаря Йоге”: “тот, кто в действии видит бездействие” (18); “чье каждое дело свободно от желания” (19);
“отбросивший привязанность к плоду действия” (20); “не ожидая ничего” (21); “довольный всем, что приходит непрошенно” (22); “свободный от привязанности, освобожденный… его действие прекращается совсем”(23).
Здесь Йога означает Карма Йога. Когда с практикой Карма Йоги —
практикой Трансцендентальной Медитации’, дополненной деятельностью — человек начинает жить в Бытии и в деятельности одновременно, человек переживает Его как отделенное от деятельности, и этот опыт отделенности высшего “Я” человека от деятельности называют самоотречением. Таким образом, самоотречение достигается автоматически благодаря практике Йоги. Можно заметить, что это состояние самоотречения не связано ограничениями умственного уровня мышления или интеллектуального уровня понимания: это состояние на уровне Бытия, на уровне самой жизни. Это живая реальность для реализовавшегося человека в космическом сознании.
“Чьи сомнения разорваны в клочья знанием”: “он… мудрый среди людей… он достиг единства” (18); “чье действие сожжено в огне знания” (19); “вечно удовлетворенный” (20); “сердцем и умом дисциплинированный” (21); “уравновешенный в успехе и неудаче” (22); “чем ум утвердился в мудрости” (23); “так и огонь знания превращает все действия в пепел” (37).
Заявив, что самоотречение достигается через практику Карма Йоги, Господь здесь проясняет очень практический пункт на пути просветления. По мере занятий Карма Йогой человек начинает ощущать свое высшее “Я” как отделенное от деятельности. Этот опыт приносит с собой чувство смущения. Человек обнаруживает, что он активен, и в то же время внутренне ощущает нечто отчужденное от деятельности. В уме возникают сомнения, и интеллект ищет какое-то объяснение этой ситуации. Правильное понимание конечной Реальности обеспечивается учением предыдущих сорока стихов; когда человек достигает космического сознания, знание того, что Бытие не зависимо и отделено от деятельности подтверждает, что его опыт — истинный. Именно это знание устраняет все сомнения относительно природы Реальности. Без правильного понимания даже непосредственный опыт вечной свободы может вызывать сомнения и страх. Триумф знания превозносится здесь.
“Кто владеет высшим “Я”: это говорится о том, “кто отказался от действия благодаря Йоге” и “чьи сомнения разорваны в клочья знанием”. Тот, кто ощущает себя невовлеченным в деятельность, но не имеет ясного понимания этого опыта, все еще смущен им; в этом состоянии он не может полностью жить в Бытии, не может владеть своим высшим “Я” во всем его блаженстве и благодати. “Владеющий высшим “Я”: показывает постоянную сосредоточенность на высшем “Я”, состояние космического сознания. О таком человеке Господь говорит: “его действия не связывают”, потому что он больше не вовлечен в действия, он перестает отождествлять себя со своей деятельностью. Он отождествил себя с вечным Бытием, он “владеет высшим “Я”.
Разнообразные значения выражения “владеет высшим “Я” были объяснены в предыдущих стихах этой главы: “он завершил все действие” (18); “его познавшие Реальность называют мудрым” (19); “ни от чего не зависящий” (20); “одним лишь телом совершая действие” (21); “уравновешенный в успехе и неудаче” (22); “кто действует ради ягьи” (23).
Назад | Оглавление | Вперед