Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.38
Поистине., нет в этом мире ничего, столь очищающего, как знание; тот, кто совершенен в Йоге, сам со временем обнаружит это в себе.
“Ничего, столь очищающего, как знание”: работа очищающего прежде всего в том, чтобы очистить разные составные части или компоненты, а затем, освободив компоненты от грязи, представить составное целое в его чистом состоянии.
Знание — очиститель жизни. Оно очищает жизнь в том смысле, что оно анализирует разные аспекты существования и различает и отделяет вечные аспекты от преходящего. Оно действует подобно фильтру, чтобы очистить мутную воду от грязи. Настоящая природа жизни — абсолютное сознание-блаженство; кристальная вода жизни была загрязнена, оказавшись смешанной с деятельностью трех гун. Это привело к тому, что вечность жизни оказалась скрытой за ее преходящими и вечно меняющимися аспектами.
Чистое состояние Бытия осознается через познание относительного и абсолютного компонентов жизни. Это познание приходит к совершенству, когда познающий достигает идеальной тесной связи с Бытием и полностью осознает основную деятельность жизни, деятельность трех гун как отделенную от Бытия. Идеальная тесная связь с Бытием достигается, когда ум обретает трансцендентальное состояние сознания. Это абсолютное состояние знания, которое может быть описано как состояние познанности. Когда знание становится совершенным, оно переходит в состояние познанности и приводит жизнь к совершенной чистоте. Таким путем знание устраняет невежество, которое является величайшей нечистотой жизни, и выводит жизнь из цикла рождения, смерти и страдания.
Поверхностный аспект знания — познание и понимание; истинная природа знания — это состояние познанности, состояние чистого сознания, или Бытия. Рассматривая знание таким образом, мы обнаруживаем, что трансцендентальное сознание представляет собой истинную природу знания. Другая стадия знания — там, где трансцендентальное сознание сосуществует с деятельностью бодрствующего состояния сознания. В этом состоянии, когда трансцендентальное сознание становится постоянно упроченным в самой природе ума, абсолютная и относительная фазы жизни начинают оцениваться одновременно: высшее “Я” переживается как отделенное от деятельности. Есть еще и другое состояние знания, в котором отделенность высшего “Я” и деятельности растворяется в Единстве сознания Бога, которое является наиболее чистым состоянием жизни, свободным от каких-либо пятен грязи. Такая жизнь в абсолютной чистоте олицетворяет высшее состояние знания, о котором Господь говорит: “тот, кто совершенен в Йоге, сам со временем обнаружит это в себе”.
Можно добавить, что только благодаря Трансцендентальной Медитации, которая является путем, чтобы достичь чистого сознания и подняться в конце концов к сознанию Бога, можно жить в абсолютной чистоте в повседневной жизни.
Когда состояние Йоги, состояние трансцендентального сознания, становится постоянным и сохраняется во время всей деятельности, человек достиг состояния космического сознания. Такое полное проникновение Абсолютного в относительное происходит постепенно благодаря регулярной практике движения к трансцендентному и возвращения в поле действия повседневной жизни. Соразмерное чередование медитации и деятельности приводит к полной самореализации. Это прояснит одна аналогия: мы погружаем белую ткань в желтый краситель и оставляем ее в красителе на несколько минут. Затем мы вынимаем ее и до тех пор оставляем на солнце, пока краска не начнет блекнуть. Мы повторяем тот же процесс, снова выставляя ткань на солнце, по краска не начнет блекнуть. Подобно этому, мы медитируем около получаса, а затем окунаемся в практическую жизнь часов на десять, к этому времени мы начинаем ощущать, что мы вышли из-под влияния утренней медитации. Мы медитируем снова таким же образом и снова позволяем ослабеть этому влиянию, выходя в практическую жизнь; мы продолжаем повторять процесс достижения состояния вселенского Бытия в трансценденции (самадхи) в течение медитации и выхода из медитации, чтобы снова обрести индивидуальность в поле относительного существования. Это позволяет Бытию все более и более вливаться в природу ума, даже когда он занят деятельностью посредством чувств.
Когда полное слияние с Бытием свершилось, тогда состояние космического сознания достигнуто.
Состояние космического сознания обеспечивает основу для развития состояния совершенной Йоги в сознании Бога. Развитие космического сознания в сознание Бога требует, чтобы отделенность, существующая между высшим “Я” и деятельностью, была превращена в слияние этих двух отдельных тождеств, приводящее к вечному Единству сознания Бога.
Это преображение состояния отделенное происходит благодаря самой утонченной деятельности из всех, — деятельной преданности Богу.
Для того, чтобы проанализировать, каким образом акт преданности совершает это преображение и приносит состояние вечного Единства в сознании Бога, необходимо внимательно рассмотреть, как в состоянии космического сознания высшее “Я” ощущается как отделенное от деятельности; как вечная тишина трансцендентального Самосознания оказывается совместимой с непрестанной деятельностью бодрствующего состояния сознания. Практикующие Трансцендентальную Медитацию испытывают замедление обменных процессов, когда ход медитации направлен внутрь они ощущают, что нервная система приходит в состояние спокойной готовности, когда ум выходит за пределы мысли и достигает трансцендентального сознания. И вновь, они ощущают, что нервная система становится активной, когда она вовлечена в деятельность мыслью или действием.
Любое состояние сознания есть выражение соответствующего состояния нервной системы. Трансцендентальное сознание соответствует определенному специфическому состоянию нервной системы, которое выходит за пределы любой деятельности, и тем самым полностью отлично от того состояния нервной системы, которое соответствует бодрствующему состоянию сознания.
Теперь, чтобы трансцендентальное сознание стало постоянным и сосуществовало с бодрствующим состоянием сознания, необходимо, чтобы эти два состояния нервной системы сосуществовали. Причиной этому служит поочередное достижение умом трансцендентального сознания и бодрствующего состояния сознания с переходом от одного к другому. Это постепенное систематическое развитие физической нервной системы создает физиологическую ситуацию, при которой два состояния сознания существуют одновременно. Хорошо известно, что в нервной системе существует много автономных уровней функционирования, а также система их координации. В состоянии космического сознания два разных уровня организации нервной системы функционируют одновременно, сохраняя при этом свои отдельные тождества. Благодаря такому анатомическому разделению функций становится возможным для трансцендентального сознания сосуществовать с бодрствующим состоянием сознания, а также с состояниями сновидений и глубокого сна.
На ранних этапах практики Трансцендентальной Медитации эти два уровня функционирования в нервной системе не способны встречаться в одно и то же время: функционирование одного препятствует функционированию другого. Поэтому на этом этапе переживается или трансцендентальное сознание, или бодрствующее состояние сознания. Практика перехода ума от одного состояния к другому постепенно преодолевает это физиологическое препятствие, и оба уровня начинают функционировать идеально в одно и то же время, не мешая друг другу и все же сохраняя свои отдельные тождества. Функция каждого из них не зависит от другого; вот почему это состояние нервной системы соответствует космическому сознанию, в котором Самосознание существует как отделенное от деятельности. Тишина ощущается вместе с деятельностью и в то же время как отделенная от нее.
Чтобы развить космическое сознание в сознание Бога, нервную систему необходимо совершенствовать и дальше, так чтобы эти два уровня, функционирующие независимо, стали функционировать единым образом. Это даст начало состоянию сознания, в котором ощущение отделенности высшего “Я” и деятельности растворяется, и эта двойственность, составляющая космическое сознание, включена в Единство сознания Бога.
Эта интеграция функций на физиологическом уровне вызывается умственной деятельностью предельной утонченности. Чтобы дать определение деятельности такого качества, мы должны проанализировать весь диапазон деятельности. Работа органов действия — наиболее грубая, деятельность органов восприятия — более утонченная, умственная деятельность — мысль — еще тоньше, и деятельность чувств и эмоций — тончайшая из всех. Можно далее классифицировать различные уровни эмоциональной деятельности, такие как гнев, страх, отчаяние, счастье, благоговение, служение и любовь.
Деятельность преданности включает чувства служения, благоговения и любви, которые являются тончайшими качествами чувств. Именно через деятельность преданности космическое сознание развивается в сознание Бога.
Когда нервная система постоянно занята этой наиболее утонченной деятельностью преданности, происходит та физиологическая интеграция функций, которая была описана выше. И это постоянное состояние нервной системы является условием, позволяющим человеку и в повседневной жизни жить в состоянии сознания Бога; действуя среди всех видов обстоятельств, осуществляя цель космической жизни, он несет в себе полноту существования и движется в Единстве Бога.
Из этого ясно, что для того, чтобы развить сознание Бога, представляющее собой высшее состояние знания, нужно развить физическую нервную систему. Это требует регулярных и непрерывных упражнений, для которых, очевидно, нужно время. Вот почему Господь говорит “со временем обнаружит”.
“В себе”: этим выражением Господь хочет сделать понятным и ясным для Арджуны, что высшее состояние знания не приходит извне. Его обретают внутри себя, когда человек уже прожил некоторое время в совершенном состоянии Йоги, s создании Бога. Элемент времени здесь показывает, что на ранних этапах сознания Бога жизнь полна столь ошеломляющего опыта Единства в многообразии, что человек живет, глубоко затерявшись в нем. Постепенно, когда проходит время, он начинает воспринимать это Единство с точки зрения других вещей и иных видов деятельности. Вот тогда он познал Бога, он обладает знанием Бога. Таким образом становится ясно, почему Господь говорит о необходимости времени для достижения высшего знания.
Назад | Оглавление | Вперед