ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ГОСПОДА
Стих 7
Вне Меня ничего больше нет, О завоеватель богатств. Все это нанизано на Меня словно жемчужины на нить.
Здесь Господь акцентирует внимание на Единстве и утверждает его. Ожерелье сделано из нити, нанизано на нить и она проходит по всей его длине.
Так взаимосвязаны между собой трансцендентная Конечная Реальность и физический мир. Даже вечно изменчивое феноменальное существование является ни чем иным как выражением Его Бытия, точно так же как ветви, цветы и плоды являются различными фазами проявления того факта, что от основания корней поступает питание.
Это проясняется дальше в следующих 4-х стихах.
Стих 8
Я есть текучесть воды, О Сын Кунти (Арджуна); Я есть сияние Солнца и Луны; Я есть слог АУМ (ОМ) во всей Веде; Я есть звук в пространстве и человечность в людях.
Господь имеет в виду здесь: «Я есть суть и внутреннее качество, присущее всем вещам в мироздании, и то, что отделяет одно от другого и поддерживает их отдельное существование». Слово «Я» означает Трансцендентное Бытие. Когда кто-либо произносит «Я», он подразумевает жизнь или реальность в самом себе.
Господь говорит: «Я есть слог ОМ во всей Веде». Веда представляет собой все, что есть в мироздании. Основная вибрация, лежащая в самой сути (выражения) проявления, а также в основе всего поля речи – это вечный звук АУМ – беззвучный гул, частоту которого можно изобразить в виде прямой линии, протяженной до бесконечности. Все мироздание, будучи ничем иным как диапазоном частот, основано на этом и пронизано этим бесшумным гулом, АУМ, изначальным уровнем и компонентом всего творения. Поэтому Господь говорит: «Я есть этот АУМ».
Пространство измеряется посредством звука, словно через звук пространство выражает себя. Поэтому Господь говорит: «Я есть звук», само (свойство) качество пространства, пронизывающее все творение. Господь имеет в виду, что наивысшая Реальность является основой всего.
Без человечности не могло бы существовать и человека. Поэтому Господь говорит: «Я есть человечность в людях», утверждая тем самым, что человек Божественен.
Стих 9
Я есть священный аромат земли и яркость огня; Я есть жизнь во всех существах, а в отшельниках сила аскезы1.
Запах считается свойством любого вещества на земле. Словами «священный аромат» Господь хочет выразить мысль, что сама суть и изначальный компонент запаха – это трансцендентная Реальность.
Стих 10
Знай же, что Я вечное семя всех существ, О Партха. Я есть разум разумных и слава прославленных (великолепие великолепных).
«Вечное семя»: семя, которое извечно остается семенем и продолжает подпитывать вселенское древо. Вселенское древо все время возникает из семени и снова растворяется в нем. Этот цикл роста не заканчивается и семя продолжает вечно существовать.
Господь является источником всего творения, и Он есть вечный источник непрерывности и постоянства вечно меняющейся вселенной.
Стих 11
В сильных Я есть сила, свободная от желания и привязанности. В существах, О Лучший из Бхарат, я есть желание, не противоречащее Дхарме.
Дхарма2: сила эволюции.
В этом стихе Господь не только просветляет Арджуну относительно того, что Высшее Бытие есть первопричина всего, но также указывает на то, что Высшее Бытие связано со всем, что благоприятно и всем, что способствует поддержанию существования и эволюции жизни.
Процесс творения, начавшись однажды, естественным образом разворачивается и также естественно движется в сторону вечного Бытия, к своему первоисточнику. Процесс творения начинается с Анораниян3, а процесс эволюции приводит его к Махато-Махиян. Эволюционное развитие из семени в дерево всегда двигается по направлению к семени: когда дерево приносит плоды с семенами, тогда оно достигло высот своей эволюции. Эволюция дерева идет от семени к семени. Подобным же образом, эволюция всего мироздания идет от изначального вечного трансцендентного Бытия к изначальному вечному трансцендентному Бытию.
1 См. Глава 4, Стих 10.
2 См. Глава 1, Стих 1.
3 См. Введение к Главе 7.
Высший разум или абсолютное сознание Господа находится в основе всех Законов Природы, которые напрямую отвечают за поддержание и эволюцию всего существования.
В следующем стихе это рассматривается подробнее.
Стих 12
К тому же, все склонности, что принадлежат Саттве1, и те, что принадлежат Раджасу и Тамасу, знай же, они исходят только от Меня. Однако же, Меня в них нет; они есть во Мне.
В предыдущем стихе Господь ясно указал на то, что Его, высшую Реальность, следует связывать со всем, что благоприятно. В этом же стихе Он четко показывает, что будь то благо или зло, все проистекает из Него, изначального Бытия; и чтобы прояснить абсолютную природу Изначального, Он говорит, что все поле относительного существования, основанное на трех качествах Его Природы – Саттвы, Раджаса или Тамаса – является выражением абсолютного Бытия. Но Абсолют не вовлечен в проявления Своей Природы. Также как ионы кислорода и водорода не вовлечены в различные проявления своих свойств – газа, воды и льда – точно таким же образом первоисточник творения, наивысший трансцендентный Господь, не вовлечен в процесс творения.
Следующий стих проясняет то, как эти три качества Природы, поддерживающие творение, скрывают сущностную природу Господа.
1 Саттва, Раджас и Тамас – три Гуны: см. Глава 2, Стих 45; Глава 4, Стих 14; Глава 3, Стих 37