ЗНАНИЕ ВРЕМЕНИ: ДЕНЬ И НОЧЬ
Стих 17
«Те, кто ведает, что день Брахмы длится тысячу Юг и ночь (Брахмы) – тысячу Юг, ведают день и ночь»
День человека – это очень маленькая частица времени1; его роль при рассмотрении Космической Жизни и космического постижения ничтожна. Когда мы рассматриваем весь процесс революции, о дне можно говорить лишь как о Космическом Дне. Космический День – это день Творца, Брахмы. Творение начинается с рассвета этого Космического Дня. С наступлением Космической Ночи всё сущее растворяется в непроявленном.
Продолжительность Космического Дня описывается здесь как тысяча Юг. Это можно сравнить с продолжительностью жизни Брахмы, которая детально подсчитана в комментарии к Главе 15, Стих 3.
Стих 18
«На рассвете дня (Брахмы) всё проявленное творение появляется из непроявленного. С наступлением ночи (Брахмы) всё сущее возвращается обратно в непроявленное»
Брахма символизирует Божественный Разум, созидающий вселенную. Этот проявленный Брахма есть наивысшая природа Абсолютного Брахмана, как говорится в Главе 7, Стих 3.
Стих 19
«Всё многообразие существ, рождающихся снова и снова, беспомощно поглощается с наступлением ночи (Брахмы), о, Партха (Арджуна), и снова возвращается к бытию в начале дня (Брахмы)»
Этот стих описывает вечный круговорот жизни. Как человек прекращает все виды деятельности ночью и возобновляет их утром, так и Брахма – Творец – начинает процесс творения на рассвете своего дня и прекращает свою деятельность с окончанием дня.
Таким образом, цикл творения пребывает в вечном движении. Это позволяет сравнить космический цикл жизни с малыми циклами рождения и смерти человека. Однако космические циклы не влияют на процесс эволюции индивидуальных душ, потому что достигнутый душой уровень эволюции сохраняется. Во время Космической Ночи души покоятся в Пракрити, подобно тому, как разум человека отдыхает ночью.
Поэтому, если говорить об эволюции души, для индивидуальной души нет различия между человеческой ночью и Ночью Космической.
1 См. комментарий к Главе 4, Стих 1: «Время – это концепция измерения вечности».