82
Без знания нет ни Бхакти, ни Мокши
Необходимы многие рождения для того, чтобы отработать ту карму, что создана в течение одной человеческой жизни. Поэтому у дживы такой огромный запас накопленной кармы. Чтобы исчерпать ее всю, это может занять бесчисленные рождения. Если бы джива хотела исчерпать всю накопленную карму путем проживания, то она должна была оставаться в цикле рождения и смерти до тех пор, пока эта накопленная карма не была бы истощена. Но Джньяна Агни, Огонь Знания, способен немедленно уничтожить громадное количество накопленной кармы.
Jnanagni dagdhakarmanam tamahuh panditam budhah
“Того, кто сжег всю накопленную карму при помощи огня знания, пробужденные люди называют пандитом”.
Если один убивает другого в момент вспышки гнева, он либо будет повешен, либо получит очень длительное тюремное заключение. На этом примере мы можем понять, что, даже когда действие совершено все лишь в течение нескольких минут, отработка кармы этого действия может занять многие годы. Только подумайте, как много рождений может потребоваться, чтобы отработать карму всех действий, совершенных за одну жизнь. Это показывает величие знания, которое способно уничтожить накопленную карму.
Yathaidhamsi samiddhognirbhasmasatkurute ‘rjuna |
jnanagni sarvakarmani bhasmasatkurute tatha ||
«Как пылающий огонь превращает бревно в пепел, О Арджуна, так же и огонь знания сжигает в пепел все кармы». (БГ 4.37)
Это значит, что точно так же, как пламя огня превращает все остатки топлива в пепел, так же и огонь знания выжигает всю накопленную карму. Поэтому уничтожьте накопленную карму при помощи огня знания, и спокойно проживите на опыте ту карму, которая уже активировалась (Прарабдха карма. – Прим. пер.).
Овладеть этим знанием, которое может выжечь всю накопленную карму, это наивысшая цель. После обретения этого знания, не останется ничего, что должно быть сделано.¹
Jnanam rtena taptasya krtakrtyasya yoginah |
naivasti kimcitkartavyam asti cennasa tattvavit ||
Для знающего, написано: «Если он желает чего-либо, тогда для этого он должен повторять Omkara».²
Buddha tatvena dhi dosa sunyennekantavasinah |
dirgham pranavamuccarya manorajyam viliyate ||
После обретения знания, достигается видеха мокша, то есть когда происходит освобождение от (влияния) тела.³ Но для достижения дживан мукти, человек должен принять прибежище в практике осознания Себя.
Высшее знание непосредственно и безотлагательно. Оно есть осознание, благодаря учениям Шастр и Гуру, того, что единственно Параматма, пронизывающая все творение, есть Сат Чит Ананада (бытие, знание и блаженство) и Сама есть воплощение безграничного знания. Этот несомненный факт – мудрость, лишенная сомнения – есть непосредственное знание (aparoksa).
Прахлада говорил: «Мой Бог во всем, везде, полностью имманентен». В этом он был убежден и верен, поэтому днем и ночью был сосредоточен на Бхагаване.
Пока человек не познает Бхагавана, как он может выражать Ему бхакти (преданность)? Принять, что Бог существует всюду в мироздании, есть знание; а занять себя служением и преданностью – есть бхакти. Видеть Его проявленным в одном месте, непосредственно через бхакти, – есть виджньяна (мудрость); и стать поглощенным этим состоянием – есть наивысшая преданность.
¹ Представленная тут фраза Гурудэвом – довольно буквальный перевод стиха.
² Опять же, почти дословно.
³ «Видеха мокша» дословно означает «телесное освобождение», это состояние освобождения, достигаемое только после того, как оставлено тело. Оно контрастирует с «дживан мукти», состоянием просветления, достигаемым при жизни.
Назад | Jai Guru Dev! | Вперед