Йоги, великие души, направляя свой ум к этому непорождённому звуку… Достигали освобождения.
“Сангет-макаранда”
Слово “медитация”, подобно слову “сознание”, понимается разными людьми по-разному, и очевидно, что форм медитации существует на свете никак не меньше, чем культур и народов. Любая медитация так или иначе связана с процессом мышления и, по существу, представляет собой “ментальную” технику. Однако методы разных медитативных техник различны, как различны и результаты, к которым они ведут. Люди западной культуры лучше всего знакомы с техниками сосредоточения и медитативного созерцания. В общем виде, сосредоточение–это активная и дисциплинированная концентрация внимания на каком-либо конкретном объекте, идее или цели.
В аюрведической системе “сосредоточение” тождественно “сознательному вниманию”, о котором уже говорилось выше и которое мы подробно рассмотрим в заключительной главе. А медитативное созерцание – это размышление о какой-то конкретной идее (например, о Боге или о любви) с целью возвысить дух и постичь смысл жизни. Эта техника по определению связана с содержанием мысли и, следовательно, вовлекает ум в процесс мышления, поскольку одна мысль естественно влечёт за собой другую. Как вы узнаете из главы 14, обе эти ментальные техники помогают развивать сознательную волю и управлять представлениями, в том числе вызывающими эмоциональный стресс. Однако сами по себе они не порождают тот эффект, без которого невозможно достичь равновесия, блаженства и абсолютной красоты,- то есть не обеспечивают регулярного непосредственного соприкосновения с чистым сознанием.
В отличие от техник созерцания и сосредоточения, аюрведические медитации, которые мы опишем в этой главе, выводят ум за пределы мыслительного процесса и направляют его к самому источнику мысли, пребывающему в чистом сознании. Эти техники задействуют механизмы мышления и восприятия, но не связаны ни с идеями как таковыми, ни с их содержанием, а потому не требуют контроля за направленностью мысли. Эти древние техники ориентированы на спонтанное освобождение нашего индивидуального сознания от ограничений мысли, что позволяет испытать абсолютное безмолвие и безграничное блаженство чистого Бытия. Это непосредственное временное соприкосновение с чистым сознанием называется в аюрведе трансцендентальным сознанием. Это – совершенное спокойствие ума.
Описание этого опыта трансценденции – выхода за пределы мыслящего ума и погружение в ум безмолвный – можно обнаружить в поэзии и философии всех культур. Это всецело естественный, спонтанный, а следовательно, универсальный опыт, характеризующийся ощущениями внутреннего расширения и внутреннего спокойствия, обострением восприятия и выходом его за пределы физических чувств, а также глубоким безмолвием, ясностью и уверенностью.
Об этом писал, к примеру, Генри Дэвид Торо в стихотворении “Вдохновение”:
За гранью слуха слышу я,
За гранью зренья зрю
Иные земли и моря
И в новом небе новую зарю.
И вслед–гармонии удар
Пронзает душу мне
Сквозь гул, и звон, и певчий жар,
И глубже, к сокровенной тишине.
Так молния разит с вершин
С предвечной простотой,-
И я стою в толпе один,
Себя раздав и мир объяв мечтой.
И всё покуда не затих
Её веленья гром,
Без дела
Время прочь летит,
Меня оставив с Вечностью вдвоём.
Опыт трансценденции не ограничивается сферой интеллектуальной деятельности и не требует специального образования. Этот опыт можно пережить в любой момент, занимаясь любым делом. К примеру, спортсмены описывают его как “поток”, прекращающий усилия, и чувство идеальной гармонии ума и тела. Роджер Баннистер, первый легкоатлет, побивший четырёхминутный рекорд в беге на одну милю, так рассказывал о чувствах, которые испытал в последние мгновения перед победой:
“Казалось, сама земля движется вместе со мной… Моё тело вошло в новый ритм. Я больше не осознавал своих движений. Я стал единым целым с природой… Мне открылся новый источник силы и красоты, о существовании которого я прежде и не подозревал”.
Впрочем, если мы не владеем специальным методом трансценденции, нам остаётся лишь надеяться на случайную встречу с этим безграничным блаженством – на то, что нам удастся “проскользнуть в щёлочку” между границами наших мыслей, как удалось это Торо и Баннистеру. А техника трансценденции не только позволяет регулярно переживать опыт блаженства, но и развивает способность к постоянному “блаженству сознания”. Далее мы объясним практическую ценность этого опыта и предложим вам две техники трансцендентальной медитации.
Ценность трансцендентальной медитации
Трансцендентальная медитация – самая мощная и всеобъемлющая из аюрведических методик, так как она работает непосредственно на уровне сознания (анандамайя-коша), тончайшем из уровней системы “тело-ум”.
Переживая опыт целостности на уровне сознания, мы спонтанно восстанавливаем равновесие и во всех более плотных слоях – на уровнях эго, ума, дыхания и чувств. Следовательно, регулярная медитация приносит пользу и уму, и телу: уму – поскольку тот укоренён в сознании, а физическому телу – посредством психонейроиммунологических связей.
Мы уже описывали чистое сознание как нечто вездесущее, безграничное, безмолвное и неизменное. Даже не обладая опытом непосредственного контакта с чистым сознанием, мы можем вывести другие его свойства из самой природы наших мыслей, ибо оно является их источником. Всякая мысль, вне зависимости от своего содержания, обладает энергией, творческой силой и разумом. Мысль – это форма энергии, так как она подвижна (ни одна наша мысль не занимает ум бесконечно, мысли сменяют друг друга чередой), а всякое движение подразумевает энергию. Творческая сила присуща мыслям по причине их изменчивости. Несмотря на то что одни и те же мысли могут посещать нас повторно, всё же в большинстве своём мысли, приходящие к нам в течение каждого нового дня, новы. И, наконец, мысль разумна, поскольку перемены, которые она претерпевает, обладают определённой направленностью.
Иными словами, мысль изменяется не случайным образом, а развивается упорядочение и целенаправленно. К примеру, мы говорим себе: “Я хочу пойти в кино. Какой бы фильм мне посмотреть? Загляну-ка я в газету”. Если бы мысль от природы не обладала способностью к направленному развитию, т.е. не обладала разумом, то мы бы думали примерно так: “Я хочу пойти в кино. Съесть банан, что ли? Луна сегодня полная”. Разумеется, временами нас посещают такие “иррациональные” и бессвязные цепочки мыслей. Но в рамках более общей картины эволюции человека мыслящий мозг – ум, способный к различению и познанию и ориентированный на разрешение задач, представляет собой адаптивный признак. Мышление .это эволюционное приспособление, ориентированное на выживание, жизнь и развитие, а следовательно, ему присуща разумность.
Будучи источником мысли, чистое сознание также является источником качеств, присущих мысли. Следовательно, оно и само обладает энергией, творческой силой и разумом. А поскольку запас идей у каждого человека неисчерпаем, можно сделать вывод, что поле сознания – это безграничный источник вышеуказанных качеств. На уровне сознания потенциал ума бесконечен.
Воспринять эту неограниченную сущность ума – значит погрузиться в состояние предельной полноты. Это и есть, как мы говорили, опыт чистого блаженства. Если мы посредством медитации регулярно и систематически позволяем уму соприкасаться с его полным потенциалом, то со временем у нас развивается способность оставаться в этом состоянии блаженства постоянно. В этом состоянии, которое в аюрведе называется космическим сознанием, в нашем распоряжении постоянно остаются все ресурсы безграничного чистого сознания – то есть бесконечная энергия, беспредельная творческая сила и неограниченный разум. Когда мы действуем на этом “квантовом” уровне сознания, допустить ошибку невозможно, поскольку все действия совершаются спонтанно в согласии с природными законами. Всякое действие, совершённое в гармонии с нашей внутренней природой и с нашим окружением, неизбежно приносит успех, а это, в свою очередь, наполняет нашу жизнь радостью. Это и есть конечная цель аюрведы – достижение абсолютной красоты.
Опыт трансцендентального сознания не только дарит нам блаженство на субъективном уровне – он ещё и оказывает глубокое воздействие на тело. В аюрведе это поняли изначально, а сейчас современная психосоматическая медицина подтверждает это. Как уже говорилось, все изменения ментального состояния вызывают соответствующие перемены в физическом состоянии, и наоборот.
Трансценденция – это ментальный процесс, в ходе которого активность размышляющего ума постепенно сокращается. По мере того как ум, погружённый в медитацию, переходит на всё более спокойные уровни, сами мысли становятся всё более тонкими и менее отчётливыми и, в конце концов, окончательно угасают. И тогда мы прикасаемся к безмолвию чистого сознания. Снижение ментальной активности естественно сопровождается снижением общей биохимической активности – иными словами, тело отдыхает.
Учёные, исследующие эффекты медитации (впервые эксперименты с участием практиков трансцендентальной медитации были проведены в 1968 году под руководством Роберта Кейта Уоллиса в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе и в Гарвардском университете), устойчиво подтверждают, что опыт трансценденции влечёт за собой улучшение психофизиологических функций.
Более того, данные, полученные в первых экспериментах, оказались беспрецедентными с точки зрения имевшихся сведений о психофизиологии человека. По словам основателя Института психосоматической медицины при “Клинике Диаконис” в Новой Англии с филиалом при Гарвардской медицинской школе, эти данные в буквальном смысле положили начало всему направлению современных исследований в области психосоматической медицины. В частности, были зафиксированы изменения в электрической активности мозга, свидетельствующие о глубокой релаксации, а также резкое падение уровня потребления кислорода, частоты дыхания и содержания молочной кислоты в крови.
Высокий уровень молочной кислоты связан с беспокойством и тревогой, а низкий – с состоянием покоя и умиротворения. Такого низкого уровня молочной кислоты, как у участников эксперимента, прежде не было зафиксировано ни у одного человека.
В совокупности все эти результаты говорили о том, что трансцендентальная медитация порождает такое глубокое состояние покоя и релаксации, какого прежде не удавалось достичь ни при каких условиях, за исключением сна и искусственной гибернации. Когда же дальнейшие исследования показали, что медитация отличается от двух последних состояний, Уоллис признал, что западная наука зарегистрировала уникальную, принципиально иную и чрезвычайно значимую форму психосоматической деятельности. Уникальность ее связана с тем фактом, что при медитации состояние глубокой релаксации сопровождается бодрствованием и ясностью ума. Уоллис называл это состояние “четвёртым состоянием сознания” (первые три – бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений).
Это – превосходное описание опыта трансцендентального сознания, который несколько тысяч лет назад описала в иных словах аюрведа. Практическое значение этого опыта заключается в том, что теперь в распоряжении западной медицины находится проверенный, естественный, простой, дешёвый и не требующий ни фармацевтического, ни хирургического вмешательства метод, позволяющий всего за несколько минут снизить стресс и напряжённость до небывало низкого уровня. Правда, такие быстрые и основательные результаты даёт не каждая форма медитации. Однако ежедневная медитативная практика приносит огромную пользу в долгосрочной перспективе. Она снижает общий уровень тревоги, помогает сократить потребление никотина, тормозит развитие сердечно-сосудистых заболеваний, улучшает время реакции, память, умственные способности и остроту восприятия, а также повышает самооценку и укрепляет уверенность в себе. Очевидно, что воспользоваться этими благотворными эффектами можно в любом возрасте.
В Гарвардском университете был проведён трёхлетний эксперимент среди пациентов домов-интернатов для престарелых, средний возраст которых составлял восемьдесят один год. У пациентов, практиковавших медитацию, уровень стресса и кровяное давление снизились более значительно, чем у членов контрольной группы, практиковавших только технику релаксации.
Но, как уже было сказано, настоящую пользу приносит только регулярная практика. Как и в случае с другими аюрведическими методиками, нечего надеяться, что равновесие восстановится уже после двух-трёх сеансов медитации или если вы будете прибегать к этому средству лишь время от времени. И хотя даже один-единственный сеанс поможет снять стресс, вольёт в вас новые силы и прояснит ум, всё же рассчитывать на стабильное улучшение здоровья и обретение целостности и блаженства можно лишь при условии систематической ежедневной практики.
Описанные далее медитативные техники представляют собой методы трансценденции с использованием звука. Это самый прямой путь к сознанию, так как звук – первое проявление чистого сознания. В главе 11 мы говорили об этих техниках как о медитации с мантрами. Уникальные вибрации мантр выводят наше индивидуальное сознание за пределы чувственного восприятия к внутреннему непосредственному восприятию “беззвучного”, или “непорождённого”, первозданного звука. Многосторонность медитации обеспечивается воздействием тонких вибраций мантры на ум и тело в сочетании с переживанием глубокого внутреннего безмолвия в состоянии трансценденции.
Звук: средство трансценденции
Безмолвие – это основа звука. По существу, звук – это всего лишь безмолвие чистого сознания, переставшее быть безмолвным. Это первое проявление Бытия, а следовательно, и лучшее средство для возвращения к Бытию.
В своём тончайшем аспекте звук – это первичная вибрация, из которой развернулось всё творение. Все формы изначально существовали в виде звука, или вибрации, и каждый звук на каком-то уровне порождает форму. Иными словами, всё сущее есть не что иное, как первозданный звук, или колебательная энергия, проявляющаяся во всё более плотных формах.
Различные “октавы” вибраций порождают различные типы чувственного восприятия. Семь нот музыкальной гаммы и семь цветов радуги, к примеру, представляют собой две различные октавы вибраций: первая нота -“до”- имеет ту же частоту, что и первый цвет – красный, только принадлежит к более тонкой октаве проявленного Бытия. Органы чувств – это, в сущности, “инструменты”, настроенные на различные уровни вибраций.
К тончайшему уровню вибраций относится мысль, которая также является одной из форм звука.
Санскрит – это чистый язык Веды, и следовательно – язык творения. Согласно аюрведе, санскритское название любого предмета (то есть соответствующие ему звук и “мысль”) и сам этот предмет тождественны.
Воспринимая мир на тончайшем уровне индивидуального сознания – с той самой точки, где проявляется вибрация и в уме возникает первое легчайшее движение мысли, – вы можете, сосредоточившись, к примеру, на идее розы, в буквальном смысле слова воспринять в своём сознании форму этой розы со всеми её свойствами – сладким ароматом, нежными лепестками, ярким цветом и охлаждающим вкусом. На этом уровне существования сама вещь и, соответственно, всё знание о ней содержатся в её имени. В аюрведе это явление называется принципом имени и формы, и принцип этот даёт теоретическое объяснение легендарным чудесам, которые совершали святые, создавая предметы “из ничего”.
Тот же феномен описывается в квантовой механике в рамках теории корпускулярно-волнового дуализма – теории, утверждающей, что в микромире волна может вести себя как частица, а частица – как волна. Иными словами, на квантовом уровне нет различия между энергией и материей – между именем (вибрацией) и формой.
К этим научным воззрениям аюрведа лишь добавляет представление о том, что мысль есть энергия, а чистое сознание, составляющее основу мысли, – это квантовое поле. Впрочем, продемонстрировать причинно-следственные связи между именем и формой, или мыслью и материей, можно и на примерах из обыденной жизни. Например, одна только мысль о лимоне может активизировать слюнные железы точно так же, как если бы мы ощутили на языке вкус лимонного сока.
В описанных далее техниках трансцендентальной медитации используются мантры – особые звуки. Как уже говорилось, слух – это самое тонкое и мощное из всех физических чувств, а звук в форме мысли – самый прямой путь, по которому мысль может вернуться к своим истокам, пребывающим в безмолвном чистом сознании. В главе 2 объяснялось, почему в повседневной жизни не достигается устойчивое состояние трансценденции и стабильной целостности ума: как правило, наше внимание при посредстве органов чувств направляется наружу, на внешнюю деятельность и многообразные внешние стимулы. Главная функция мантры в медитации состоит в том, что благодаря своей первозданной природе она направляет внимание внутрь и тем самым облегчает процесс трансценденции.
Другие техники медитации (например, те, в которых задействуются специальные зрительные образы – мандалы) используют для трансценденции не слух, а какие-либо иные физические чувства, что, как правило, не даёт таких быстрых результатов. Как первичная вибрация, породившая все прочие формы, звук способен воздействовать на все прочие слои творения. Следовательно, он представляет собой самую тонкую и самую мощную из всех целительных энергий.
В Индии знают, что даже огромную кобру можно усыпить сладостными звуками флейты. С целебной силой звука хорошо знаком каждый, кому доводилось после долгого трудового дня расслабиться под музыку.
На пути от “порождённого” звука к “непорождённому” в процессе медитации мы должны миновать четыре уровня: звук, который мы произносим вслух; звук, который мы воспринимаем органами слуха; звук, который мы воспринимаем в уме; и, наконец, “коренной” звук (пара), выразимый только на уровне праны – жизненной силы.
Как уже говорилось, мантра – это особый звук, переводящий наше индивидуальное сознание внутрь, от уровня речи ко всё более и более тонким слоям ментального восприятия. Когда ум выходит за пределы тончайшего из звуков и попадает на уровень пара – беззвучного звука, – мы входим в самадхи, состояние блаженства. И тогда кожа обретает сияние – свет внутреннего покоя.
Отрывок из книги «Абсолютная красота. Сияющая кожа и внутренняя гармония: древние тайны». Автор: Мариам Кон, учитель Трансцендентальной медитации