Назад | Оглавление | Вперед
Стих 3.15
Знай, что действие рождено Брахмой (Веды). Брахма происходит из Нетленного. Поэтому всепроникающий Брахма — вечно утвердившийся в ягье.
В предыдущем стихе было сказано, что “ягья порождена действием”. Здесь Господь говорит, что действие (карма) и все знание о нем содержится в Ведах и что Веды являются выражением вечной жизни.
Веды излагают теорию действия и всего, относящегося к нему, его причин и его следствий. Это первая причина, почему Господь говорит, что действие возникает из Веды. Вторую мы понимаем, когда открываем, что истоки Вед — в непроявленном трансцендентальном божественном Бытии.
Первое проявление творения — это самопросвещающее блистание жизни. Это поле утвердившегося интеллекта или индивидуальное эго в своем собственном утвердившемся состоянии. Это самопросвещающее блистание жизни называется Ведой. Второй шаг в процессе проявления — возникновение того, что мы называем вибрацией которая выявляет свойства пракрита, или Природы, — три гуны. Этот момент отличает начало функционирования эго. Здесь опыт начинается в очень тонкой форме:
возникает триединство субъекта опыта, объекта опыта и процесса опыта. Это начало действия в процессе созидания. Как раз до начала действия, как раз до начала тончайшей вибрации в этом самопросвещающем состоянии существования, лежит источник творения, кладезь беспредельной энергии. Этот источник творения — Веда, поле почти абсолютного разума, которое лежит в основе и пронизывает всякую деятельность, ответственную за творение и эволюцию жизни. Это, будучи источником всего сущего, называется Брахмой, Творцом. Брахма, или Веда, естественно, является источником всякой деятельности. Вот почему стих говорит: “Знай, что действие возникло из Брахмы”.
Ягья — это то, что способствует эволюции. Это путь ко всем жизненным успехам. Распространяя значение ягьи на области обычной жизни, можно сказать, что любое действие, способствующее эволюции, может называться ягьей. Итак, мы обнаруживаем, что каждая ягья проникнута и дает начало некоторой степени божественного сознания. В своем более высоком аспекте ягья — это путь к космическому сознанию и в конечном счете — к осуществлению жизни в сознании Бога; в низшем — это совершение обрядов и ритуалов, чтобы завоевать расположение богов. Это полное представление о ягье.
Несомненно, что Божественное вездесуще, и поэтому в скрытой форме присутствует даже в тех вещах, которые противопоставлены эволюции. Но Господь говорит здесь, что божественное сознание, Брахма, присутствует в ягье. Он не говорит, что божественное сознание присутствует в действиях иных, чем ягья.
Каждый апельсин должен содержать сок, но из увядшего апельсина сока не добудешь. Поэтому говорят, что сок присутствует в свежем апельсине. Даже в увядшем апельсине сок есть, но, поскольку его невозможно выжать, когда хочется сока, такой апельсин не рассматривают. Подобно этому, божественное сознание может быть развито через те виды действия, которые содействуют эволюции. Оно не может быть развито с помощью греховных и нечестивых действий, которые склонны делать ум грубым и ведут к инертности. Это крадет у ума его способность выходить за пределы поля относительности и достигать божественного сознания.
Вот почему Господь говорит, что действия, подпадающие под категорию ягьи, несут в себе божественное сознание.
Назад | Оглавление | Вперед