TM

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.1

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 4.1

Благословенный Господь сказал: Я возвестил эту нетленную Йогу Вивасвату, Вшасват передал ее Мешу, а Ману рассказал ее Икшваку.

“Эта нетленная Йога”: предыдущие главы были посвящены Йоге — Санкхья Йоге и Карма Йоге. Произнося “эта … Йога”, Господь говорит о них обеих как об одном. Это нужно, чтобы донести до Арджуны, что несмотря на то, что их и объявили разными, у них та же основа и они приносят тот же результат. Их основа — “Быть без трех гун”, которая позволяет осуществляться и мудрости Санкхьи, и практике Карма Йоги. Итак, слово “Йога” в этом стихе обозначает и Санкхья, и Карма Йогу.

Йога, изложенная Господом Кришной, нетленна, ибо она освещает мудрость Абсолютного и мудрость относительного. И относительное, и Абсолютное вечны, так же вечна и Йога, излагающая истину и того, и другого, истину жизни в ее полноте. Она вечна, ибо служит космической цели и естественна для человеческого ума.

Господь говорит, что в начале творения Он обучил этой вечной Йоге Вивасвата, дабы вселить в кшатриев силу и уполномочить их поддержи­вать закон и порядок, а также оберегать путь праведности во имя бла­гополучия общества. Вивасват открыл это сыну Ману, законодателю мира. А Ману передал это своему сыну Икшваку, который правил Айодхьей как первый король Солнечной династии.

Бхагавад-Гита — это наивысшее выражение божественного ума, до­ступного пониманию человека. Занимаясь невидимыми аспектами жизни, она также касается прошлого и настоящего мира нашей повседневной жизни. Более того, Бхагавад-Гита, излагая всеобщую Истину, сама по себе является историческим документом, рассказывающим о событиях, которые имели место пять тысяч лет тому назад.

Чтобы понять историческое значение Бхагавад-Гиты, необходимо по­знакомиться с Индийской концепцией истории и времени.

Изучение истории имеет определенную цель и занимает опреде­ленное место в жизни человека. Его цель — воспитать ум настоящего с помощью информации из прошлого и тем самым обеспечить лучшее настоящее и лучшее будущее. Таким образом, каждое поколениеполучает преимущество, пользуясь достижениями прошлого, и продвига­ется по пути мудрости.

Но отнюдь не знания хронологической последовательности событий воспитывают изучающих историю, важна ценность событий, и именно этому аспекту Индийские историки уделяли наибольшее внимание. Для грядущих поколений они записали только такие примеры из большого отрезка времени, которые помогают объединить человеческие жизни в единое целое. Их цель — вдохновить человека и как личность, и как члена общества.

Перед просветленным мудрецом Веда Вьясой, которого считают ве­личайшим историком Арийской культуры Индии, лежал огромный пласт времени, требующий внимания. Как добросовестный человек, полностью интегрированный, т.е. осознавший себя частью единого целого, он не мог представить этот огромный период истории как простую последова­тельность дней и лет. Он мог только выбрать исключительные события и так описать их, чтобы они вдохновляли и направляли людей всех времен на пути эволюции и воспитывали их в духе интеграции их жизни. Вот почему нельзя обнаружить хронологического порядка в Индийской исто­рии. Вьяса считал абсурдным хронологически закреплять каждое событие единственно для того, чтобы расставить все вехи на длинном пути вре­мени.

Более того, физически невозможно написать историю миллионов лет в хронологическом порядке. Для небольших стран с несколькими тыся­челетиями существования цивилизации историкам, обозревающим эту не­большую область пространства и небольшой отрезок времени, вполне реально поддерживать хронологический порядок. Но Вьяса имел ясное представление обо всем промежутке времени, начиная со дня сотворения мира. Такой ум не стал бы и не мог бы придавать какого-либо значения хронологии.

Индийская концепция времени, изложенная ниже, ясно покажет си­туацию, с которой столкнулись Вьяса и другие Индийские историографы.

Время — это понятие для измерения вечности. Индийские историки основывают свою концепцию времени на вечном Бытии; для них веч­ность — это основное поле времени.

Чтобы придти к некоторому представлению о вечном, лучшей мерой будет жизненный период того, что в относительном поле творения от­личается наибольшим долголетием. Это, согласно просветленному виде­нию Вьясы, Божия Матерь, Матерь Мира, которая в конечном итоге несет ответственность за все, что есть, было и будет во Вселенной.

Вечность вечной жизни абсолютного Бытия можно постигнуть как бесчисленное множество жизней Божией Матери, каждая из которых вмещает в себя тысячу жизней Господа Шивы. Одна жизнь Господа Шивы равна тысяче жизней Господа Вишну. Одна жизнь Господа Вишну соответствует длительности тысячи жизней Брахмы, Творца. Одна жизнь Брахмы складывается из ста лет Брахмы; каждый год Брахмы состоит из двенадцати месяцев Брахмы, в каждом месяце Брахмы тридцать дней Брахмы. Один день Брахмы называется Кальпой. Одна Кальпа равна че­тырнадцати Ману. Один Ману называется Манватарой. Одна Манватара равна семидесяти одному Шатурьюги. Один Шатурьюги содержит четыре

Юги, т.е. Сат-Югу, Трета-Югу, Двапара-Югу и Кали-Югу. Длительность Юг изменяется длительностью Сат-Юги. Так, период Трета-Юги равен трем четвертям Сат-Юги; период Двапара-Юги — половине Сат-Юги, и период Кали-Юги — четверть Сат-Юги. Кали-Юга равна 432000 годам человеческой жизни.

Теперь обдумайте время сотворения мира: сколько миллиардов трил­лионов лет существует мир! Даже если бы описание одного года заняло только одну страницу или даже одну строчку, смог ли бы кто-нибудь прочитать такую историю и извлечь из нее урок для себя? Вот почему индийские историки не придерживались хронологического порядка. Не говоря уже о том, что это невыполнимо, в этом не видели необходимости, полагали бесполезным и вредным для самих целей истории.

Это должно запечатлеться в сознании тех современных историков, кто склонен отбрасывать как не исторические любой ряд событий, для которых они не смогли найти правильного хронологического порядка. Прискорбно, что столь драгоценные жизнеописания высочайшего чело­веческого уровня, которые можно найти в исторических материалах древ­ней Индии, считались мифом. Напротив, их следует признать полезней­шей историей высочайшей цивилизации, которая когда-либо существо­вала на земле.

Бхагавад-Гита образует центральное ядро Махабхараты, самого по­длинного свидетельства истории Индии. Это не может быть отброшено как мифология только потому, что узость представлений современных историков, привязанных к строгой хронологии, не дает им возможности понять ее как историческое свидетельство и заставляет их считать ее художественной литературой.

Печально, что некоторые современные комментаторы Бхагавад-Гиты пошли по стопам современных историков и отказались признать ее ис­торическую достоверность. Остается только надеяться, что наступит рас­свет и истина будет признана истинной.Когда Господь Кришна напоминает Арджуне о том, что великая муд­рость Бхагавад-Гиты была поведана Вивасвату в начале этой Кальпы, Он не перечисляет детально всех хранителей этого высшего знания. Чтобы Арджуна получил представление о первоначальном источнике учения, до­статочно дать ему понять, что эта вечная мудрость передается из поко­ления в поколение. стиху 17 главы VIII.

Назад | Оглавление | Вперед

Трансцендентальная Медитация

Слушай свое сердце!

20 знаменитостей о ТМ

7 шагов обучения Трансцендентальной Медитации

Бесплатная вводная лекция (45–55 минут)
Личная встреча (5–10 минут)
День 1: Персональная инструкция (1–2 часа)
День 2: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 3: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 4: Проверочная сессия (60–90 минут)
Завершение курса

Свяжитесь с вашим местным учителем ТМ.

Заявка на участие в ближайшем вебинаре

Теперь, не выходя из дома или офиса, вы узнаете:

Что такое Трансцендентальная Медитация (ТМ) и как ее практиковать
Как забыть о стрессе и страданиях, и начать жить полной, счастливой жизнью с помощью ТМ
Почему ТМ работает сразу же, с первого дня

Занятия онлайн проводят квалифицированные Учителя ТМ с многолетним опытом.

Рэй Далио: Как работает техника ТМ

Новые записи

Задайте Ваш вопрос в Вацап

Вам ответит квалифицированный учитель Трансцендентальной Медитации:

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное