Назад | Оглавление | Вперед
Стих 4.35
Зная это, О сын Панду, ты больше не впадешь в такое заблуждение; ибо благодаря этому ты увидишь все сущее в Себе, а также во Мне.
“Зная это”: получив знание, данное в предыдущих стихах.
“Ты больше не впадешь в такое заблуждение”: здесь Господь дает Арджуне технику, поднимающую над возможностью заблуждения. Только поле двойственности жизни может быть полем заблуждения. Когда в состоянии космического сознания человек осознал свое высшее “Я” как отделенное от деятельности, и когда это состояние развилось до вечного Единства сознания Бога, тогда ты видишь “все сущее в Себе, а также во Мне”. В этом состоянии единства жизни, единства сознания Бога, двойственности нет и следа, и следовательно, нет никакой возможности какого-либо заблуждения. Суть учения: развивай состояние Единства в сознании Бога; совершенствуй это состояние знания, так чтобы ты больше не впадал в такое заблуждение.
Слово “такое” чрезвычайно важно. Оно показывает особое состояние заблуждения — в частности, заблуждение Арджуны — заблуждение в состоянии саттвы. Тем самым Господь, не высказывая этого вслух, просвещает Арджуну в философии заблуждения: любое заблуждение в состоянии тамаса можно преодолеть с возрастанием раджаса; подобным же образом заблуждение, испытываемое в состоянии раджаса, можно преодолеть с увеличением саттвы; но заблуждение в состоянии саттвы, как в случае Арджуны, нельзя преодолеть, пока человек не выйдет за пределы поля саттвы и не достигнет трансцендентального сознания. Здесь качества ума и сердца находят общую цель, таким образом разрешая двойственность их раздельного существования и поднимаясь над возможностью заблуждения.
Однако все время пребывать в Трансцендентном физически невозможно. Поэтому необходимо сделать трансцендентальное сознание постоянным и поднялся до состояния космического сознания. В состояний космического сознания человек ощущает свое высшее “Я” как отделенное от деятельности. Может показаться, что в этом состоянии человек живет в двойственности — двойственности Бытия и деятельности; но этот вид двойственности, в котором высшее “Я” остается обособленным от всего, свободен от возможности заблуждения. Но Господь желает, чтобы Арджуна поднялся даже над такого рода двойственностью. Для того, чтобы он мог это сделать, Он подчеркивает важность обретения знания Единства в сознании Бога, которое проистекает из преданности в состоянии космического сознания.
Осуществлением на практике учения предыдущего стиха сердце и ум ищущего автоматически очищаются, дабы стать способными к преданности; эта преданность развивает сознание Бога, в котором Единство становится живой реальностью жизни и возможность какого-либо рода двойственности устраняется полностью.
“Ты увидишь все сущее в Себе, а также во Мне”: когда кто-то смотрит сквозь зеленые очки, все видится зеленым. Когда, благодаря знанию, высшее “Я” осознается как отделенное от деятельности, а Самосознание становится постоянным в состоянии космического сознания, тогда все естественно переживается в осознании высшего “Я”; и когда это постоянное состояние Самосознания, или космического сознания, преображено благодаря преданности в сознание Бога, тогда все естественно переживается в осознании Бога, каждый опыт — это опыт сознания Бога, все переживается и понимается в свете Бога, на языке Бога, в Боге. Видение “всего сущего” включает знание всего поля вселенной, образуемой тремя Гунами; видение “Меня” значит видение Господа, восседающего как над Абсолютным, так и над относительным. Таким образом, видение “всего сущего в Себе, а также во Мне” подразумевает обладание полным знанием и абсолютного, и относительного полей, природы связи между ними и Бога, восседающего над ними обоими.
Видение всего сущего в своем высшем “Я” — это начало преображения космического сознания в сознание Бога, и это преображение приходит к завершению, когда все существа видятся в Боге. Сначала все существа видятся в высшем “Я”, и тогда высшее “Я” видится в Боге. Вот почему Господь говорит: “ты увидишь все существа в Себе, а также во Мне”. Две мысли в одной фразе не только описывают два состояния, но также последовательность, в которой они развиваются.
В состоянии космического сознания высшее “Я” ощущается как отделенное от деятельности. Это состояние жизни в совершенной непривязанности основано на сознании-блаженстве, благодаря которому качества сердца получили наиболее полное развитие. Вселенская любовь тогда овладевает сердцем, которое переполняется любовью Бога; безмолвный океан блаженства, безмолвный океан любви начинает подниматься волнами преданности. Сердце в своем состоянии вечного удовлетворения приходит в движение, и этим начинает собирать все воедино, уничтожая пропасть, разделяющую высшее “Я” и деятельность. Единство всего многообразия в высшем “Я” начинает возрастать. Сила этого Единства совершенствует сознание человека, которое начинает воспринимать все как неотделимое от высшего “Я”; и вот как, самым естественным образом, высшее “Я”, которое придерживается своей тождественности как отделенного от всей деятельности в состоянии космического сознания, обнаруживает все в Себе. Это происходит на пути к сознанию Бога, которое в своей полноте поглощает даже высшее “Я”, вмещающее в себя все сущее.
Существа отделяют себя от высшего Существа посредством пракрити, но эта завеса снимается, когда жизнью овладевает свет знания, свет осознания Единства жизни в сознании Бога, которое упрочивает вечность в мире преходящем.
Видение всего в Боге не ограничено пределами зрения; это уровень жизни в целом; это тот высокий уровень жизни, который соответствует Жизни Самого Бога. Счастлив человек, что он может подняться до Жизни Бога.
Назад | Оглавление | Вперед