Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 4.7

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 4.7

Всегда, когда дхарма в упадке, и адхарма процветает, О Бхарата, тогда Я создаю Себя.

“Адхарма” — противоположное дхарме.

“Дхарма” — происходит от корня “дхри”, имеющего значение “то, что поддерживает”. Дхарма — это то, что поддерживает все сущее. Что же поддерживает творение? Чарака и Сушрута, древние Индийские истол­кователи Аюрведы, науки здоровья, считают, что равновесие трех гун:

саттвы, раджаса и тамаса поддерживает все создания. Целостность тво­рения достигается с возрастанием саттвы и разрушается с возрастанием тамаса. Равновесие трех гун поддерживается автоматически, так же, как закон и порядок автоматически поддерживаются правительством. Но вся­кий раз, когда возникает кризис, глава государства бывает вынужден использовать особые полномочия. Всякий раз, когда дхарма в упадке, баланс трех гун нарушен, равновесие в природе утрачено, путь эволюции искажен и преобладает хаос. Вот в такие критические моменты и про­исходят Инкарнации Господа. Инкарнация Господа Кришны и есть особое проявление Брахмана, вечного неизменного Бытия.

Жизнь имеет две фазы: относительную и абсолютную. Обе фазы по­лны: Абсолютная полна в своей вечной неизменной природе, а относи­тельная полна в своей вечно меняющейся природе. Эта вечно изменчивая природа относительной жизни поддерживается во всех своих аспектах сотворения и эволюции благодаря невероятной мощи природы, называ­емой дхармой, которая лежит в основе слаженного действия трех гун. Дхарма подобна мощному течению, которое силой увлекает за собой все, что встречается на его пути.

Дхарма поддерживает эволюцию; но когда, вследствие прегрешений большинства людей на земле, сила дхармы значительно затемняется, ес­тественная сила эволюции в природе ослабевает. В результате этого вечно меняющийся мир относительного существования начинает утрачивать свой естественный порядок. Это угрожает полноте относительного аспекта жизни. Происходит возмущение всемогущей силы, которая призвана обес­печить нерушимость полноты как Абсолютной, так и относительной фаз жизни. И тогда эта всемогущая сила воплощается.

Упадок дхармы — искажение пути эволюции, закат праведности в обществе — вызывает необходимость восстановления истинных принци­пов жизни. Приходит Инкарнация, вся природа ликует, возрождается дхарма, и злу наступает конец.

Поэтому праведные благодарны злодеям, так как по мере усиления и преобладания порока в мире возникает необходимость проявления Все­могущего, дабы насладились праведники.

Цель Инкарнации полностью разъясняется в следующем стихе.

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное