Трансцендентальный Блог

Махариши Махеш Йоги о Бхагавад-Гите: Стих 6.24

Назад | Оглавление | Вперед

Стих 6.24

Оставляя без оговорок все желания, из которых рождается побуждение (к действию), контролируя селение чувств с каждой стороны единственно умом.

Определив до сих пор три состояния Йоги, Господь в этом и следу­ющих четырех стихах описывает, как состояние Йоги в трансценденталь­ном сознании превращается в состояние Йоги в космическом сознании.

Таково чудо выражений Господа, что в каждом из этих пяти стихов’ в последовательности Он может развить не только тему достижения транс­цендентального сознания, но бок-о-бок с этим — вторую тему: тему раз­вития космического сознания, когда трансцендентальное сознание уже достигнуто. Параллельное представление этих двух тем — само по себе учение. Оно показывает, во-первых, что путь к космическому сознанию включает и путь к трансцендентальному сознанию, и, во-вторых, что кос­мическое сознание развивается одновременно с ростом трансценденталь­ного сознания в уме.

“Побуждение (к действию)”: стимул, который вызывает желание в нервной системе, приводит в действие органы восприятия и органы дей­ствия. Этот стимул противоположен процессу достижения того состояния спокойной готовности нервной системы, которое соответствует трансцен­дентальному сознанию. Вот почему, когда Господь объясняет весь процесс, делающий трансцендентальное состояние постоянным, Он делает ударе­ние на необходимости предотвратить вмешательство противоположного процесса. В уме должно зародиться, однако, что даже хотя Господь и дает это предупреждение, он не выступает в защиту практики контроли­рования желания. Он утверждает как принцип, что желания не полезны2 на пути, так как они стимулируют нервную систему к внешней деятель­ности и это противоположно ее внутренней деятельности, дающей опыт все более тонких состояний мысли по мере продвижения ума по направ­лению к трансцендентальному сознанию.

Когда Господь говорит: “Оставляя без оговорок все желания, из ко­торых рождается побуждение (к действию), контролируя селение чувств, с каждой стороны единственно умом”, Он имеет в виду занять ум про­цессом Трансцендентальной Медитации и позволить ему вступить в опыт тонких областей мышления.

Познакомившись с сознанием-блаженством в поле Трансцендентного, ум очень естественно и автоматически влечет в этом направлении, если ему позволено продвигаться не отвлекаясь. Господь говорит: “единственно умом”, подразумевая, что человек не использует никакой аскезы или принудительного контроля, чтобы закрыть врата чувств. Чувства автома­тически заставляют себя спокойно следовать за умом, движущимся к Трансцендентному. При спокойном; направленном внутрь движении ума во время медитации желания автоматически отпадают. Здесь Господь говорит только, что человеку надо позволить уму следовать знакомой ему дорогой к Трансцендентному самым естественным и нормальным образом.

“Селение чувств” — место, где селятся чувства. Это структура нервной системы. Вся нервная система — это селение, отдельные чувства — кре­стьяне, а ум — помещик. Так, когда Господь говорит: “контролируя се­ление чувств с каждой стороны единственно умом”, принцип, который Он хочет нам раскрыть, таков: контролируй помещика, чтобы воздейст­вовать на крестьян, дабы переориентировать селение, так, чтобы вся его деятельность, деятельность нервной системы, протекала в соответствии с законами природы, тогда как осознание высшего “Я” сохраняло бы свое естественное состояние в вечном Бытии. Это приводит всю жизнь в ее наиболее естественное состояние: абсолютное Бытие и относительное поле действия остаются разделенными и в то же время интегрированными в индивидуальной жизни в состоянии космического сознания.

Эта практика всецело умственная, но она непосредственно влияет на всю нервную систему, благодаря которой функционируют чувства. Следует заметить, что когда Господь приступает к учению о достижении космического сознания, Он говорит о нервной системе, физическом аспекте жизни, и особенно выделяет потребность в ее переориентации. Но нервная система человека настолько сложна и утонченна, что невозможно ее переориенти­ровать физическим подходом. Эта трудность разрешается ударением, которым Господь выделяет слова: “единственно умом”. Тем самым Он предостерегает ищущего от любых попыток непосредственно контролировать чувства или влиять на нервную систему какими-либо физическими средствами. Пере­ориентация нервной системы обязательна, чтобы сделать состояние транс­цендентального сознания’ постоянным, но это должно быть вызвано умст­венным процессом. Если же ищущий пытается контролировать чувства на их собственном уровне, или если он пытается контролировать их умственным процессом, идущим вразрез с их естественными склонностями, результатом будет напряжение. Практика, которую преподает этот стих, абсолютно сво­бодна от любой возможности напряжения.

“Контролируя селение чувств с каждой стороны”: это выражение по­казывает технику контролирования всех чувств в одно и то же время, не предполагающую какого-либо сопротивления им индивидуально на уровне самих чувств или нападок на их естественную склонность вести ум к своим объектам. Этот аспект учения предельно ценен. Когда чувства об­ращены внутрь во время направленного внутрь хода медитации, и вовне, во время направленного вовне хода медитации, тогда они становятся переориентированными самым естественным образом, так что их любая деятельность спонтанно согласуется с законами природы.

Этот процесс переориентации будет напряженным, если чувства ог­раничивают. Только если созданы условия, в которых свободная внутрен-

няя и внешняя деятельность чувств мотивируется их собственной приро­дой наслаждаться, для человека возможно осознать, что большая интен­сивность счастья находится на внутреннем направлении. И с осознанием этого формируется привычка пребывать под влиянием блаженства Бытия, чтобы дать начало космическому сознанию.

Назад | Оглавление | Вперед

enjoytm

Слушай свое сердце

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное