TM

ПОКРОВ НЕВЕЖЕСТВА БОЖЕСТВЕНЕН – КАК ПОСТИЧЬ БОЖЕСТВЕННОЕ

ПОКРОВ НЕВЕЖЕСТВА БОЖЕСТВЕНЕН – КАК ПОСТИЧЬ БОЖЕСТВЕННОЕ

Стих 14

Несомненно, Божественна эта Майя Моя, состоящая из Гун, труднопреодолимая. И лишь нашедшие во Мне одном прибежище проходят сквозь (выходят за) эту Майю.

Все поле жизни проявленного мира – это поле Майи, и, так как Господь сказал в седьмом стихе, что не существует ничего кроме Него во всем поле творения, Господь заявляет, что эта Майя Божественна.

Заявление о том, что Майя Божественна преследует две цели – обнаружить ее природу и освободить умы людей от какого-либо страха перед ней. Она имеет божественную, а не дьявольскую природу, и так как она божественна, она безусловно может привести к чистой, вечной, божественной природе Господа.

Великая надежда на безопасность и защиту в жизни в этом мире выражена в словах «Несомненно Божественна эта Майя Моя». Три слова – «Божественна, Моя, и несомненно» не оставляют места для сомнений о сущностной природе Майи; а слово «эта» представляет собой конкретное проявление Майи: это очевидное творение, воспринимаемое через органы чувств, ум и интеллект, все это поле относительного существования является проявлением Майи, которая Божественна. Эта вселенная Божественна, эта вселенная есть Майя; как Майя так и Божественное идут рука об руку, поддерживая жизнь мира – вечно меняющееся существование мира Майи проникнуто (пропитано) вечно неизменным Божественным.

Майю можно назвать внутренне присущей природой Господа, в то время как Трансцендентное есть чистое Божественное, незатронутое ей.

Майя, даже будучи Божественной, создает покров невежества, скрывающий трансцендентную природу Господа, не зная этого факта, невозможно познать Господа окончательно и во всей полноте.

Господь пообещал в начале этой главы, что Он раскроет знание, непременно ведущее к полной реализации. Здесь в этом стихе, открывая истинную природу завесы невежества, и показывая непосредственный путь освобождения от нее, Он дает это обещанное знание.

«Состоящая из Гун»: все мироздание целиком это результат влияния трех Гун. Соответственно, покуда существует творение, будет присутствовать Майя. Это естественное(обычное) положение дел, относительно Майи и жизни в этом мире. Майя нераздельна с мирозданием; она нераздельна с миром; она нераздельна с жизнью. Поэтому Господь называет ее «труднопреодолимая».

Потому как Майя представляет собой покров невежества, то необходимо преодолеть ее. Но Господь говорит, что ее трудно преодолеть. Это означает, что Майя труднопреодолима на уровне Майи. Точно также как темноту в комнате, которая служит препятствием ясного видения, нельзя преодолеть на уровне самой же темноты, также и Майю нельзя преодолеть на ее собственном уровне.

Невозможно убрать темноту из комнаты. Ее нельзя выпустить ни через какую дверь, потому что нет ничего конкретного, что можно было бы устранить. Подобным же образом, Майя не является чем-то реально существующим; она не обладает сущностью. Поэтому она и названа Майя. «Ма» значит «нет», «Йа» значит «который» – «та1, которой нет». Майя – это то, чего не существует.

Майя не обладает реальным существованием, точно так же как и темнота, но все равно у нее есть имя, из-за производимого ею воздействия (эффекта).

Также как темнота есть отсутствие света, неведение света, подобным же образом Майя есть отсутствие или неведение вечной божественной трансцендентной природы Господа.

Ошибочно считать, что Майя есть отсутствие божественной природы, потому что Господь говорит «Несомненно Божественна эта Моя Майя». Но так как Господь говорит, «лишь нашедшие прибежище во Мне одном», то становится ясно, что исключительная природа Господа, трансцендентальное вечное состояние Бытия, свободно от Майи. В этом смысле вполне допустимо считать Майю лишенной божественной сути (сущности) и только лишь в этом смысле, она служит покровом невежества и препятствует видению знания.

Вопрос в том, как видение божественной сути Господа заслоняется Майей, принадлежащей Ему (являющейся частью Его), – это очень тонкий момент для понимания – потому что как было сказано раньше, Майя Божественна, но вместе с тем не Божественна.

Эта ситуацию с «есть» и «не» можно проиллюстрировать на примере с деревом. Сок поднимается из корней, и когда он проявляется в жилках листа, то появляется форма листа. Каждое волокно листа есть не что иное, как этот сок, но сок скрыт листом как будто бы сок скрывает (прячет) себя. Сок дерева, оставаясь соком и одновременно принимая вид листа, подобен Божественному, которое оставаясь Божественным, принимает вид этого мира. Этот наполненный соком лист, скрывающий сок, подобен Божественной Майи скрывающей Божественное. Для листа, на своем собственном уровне невозможно преодолеть покров невежества, скрывающего сущностную природу сока.

1 Еще одно значение слова Майя: «Ма» значит мать, «Йа» значит «который» – «та, которая является матерью всего мироздания». Даже будучи источником мироздания, она сама не существует.

Точно также, на уровне своей собственной индивидуальности, на уровне сотворенного мира, на уровне восприятия и познания, на уровне относительного существования, на уровне Дживы и тела, на уровне двух фаз1 «Природы Господа», на уровне влияния трех Гун2, и на уровне Майи невозможно преодолеть этот покров невежества и постичь Божественное во всей его полноте.

Майя обманчива – она Божественна, в то же самое время она заслоняет собой Божественное. Это под влиянием Майи, переживающий опыт исчезает (теряет себя) в этом опыте. Нет необходимости, чтобы переживающий терял свою тождественность с целью пережить нечто, даже если это нормально и происходит с каждым, кроме просветленных.

Когда кто-то видит книгу, к примеру, в сознании остается только книга. Когда кто-то думает о книге, эта мысль овладевает его сознанием. Когда кто-то говорит, он теряет себя в том, что он говорит. Осознание своего собственного Я затмевается мыслью, речью и действием, в которые человек вовлечен. Или оно утрачивается в забытьи глубокого сна, или во время сновидений в состоянии сна. Во всех трех состояниях сознания – бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна – внутренняя божественная природа человека недоступна его прямому восприятию, и эта мнимая утрата своего собственного сознания происходит за счет Майи.

Эта утрата своего собственного абсолютного Сознания-Блаженства величайшая утрата в жизни. Эту потерю нельзя восполнить, пытаясь избавиться от нее, а можно лишь, стяжая чистое Божественное Сознание. От темноты избавляются, впуская свет. Вот, что Господь имеет в виду, когда Он говорит:
«Нашедшие прибежище лишь во Мне одном, они выходят за эту Майю».

Слово «одном» очень важно здесь. Пока человек действует в миру, он имеет дело с Божественным, смешанным с Майей. Пока чье-либо сознание находится в поле трех Гун, он не достиг состояния, называемого «найти прибежище лишь во Мне одном».

Когда сознание выходит за пределы влияния поля трех Гун, оно преодолевает поле Майи и обретает из первых рук знание трансцендентальной природы Господа, абсолютно Чистого Сознания, именуемого Анораниян Махато-Махиян. Таким образом, состояние жизни без трех Гун – это состояние сознания, свободного от влияния Майи. Этого состояния сознания в действительности легко1 достичь, как уже объяснялось во второй главе.

1 См. Глава 7, Стих 4 и 5.
2 См. Глава 7, Стих 13.

«Быть без трех Гун2» во второй главе равнозначно «выйти за эту Майю» в данном стихе.

Интересно отметить, что слово Майя употреблялось дважды в этом стихе, и оба раза с эпитетом «эта». Здесь заключено тайное учение этого стиха – «выйти за это» есть ключ к тому, чтобы «найти прибежище лишь во Мне одном».

Можно сказать, что «это» обозначает все мироздание, доступное непосредственному восприятию через органы чувств. Для того чтобы «выйти за это», есть простая техника для проникновения на более тонкие уровни и выхода за самые тончайшие уровни восприятия.

Стих 15

Не Меня ищут творящие зло, заблуждающиеся, низкие из людей, те, чей разум Майей окутан и кто подчинен демоническим наклонностям.

Последовательность слов в этом стихе крайне важна. Суть учения здесь в том, что человек должен быть осторожен и не потакать злу, так как «творящий зло» становится «заблуждающимся». «Заблуждаясь» он становятся «низким», теряя человеческие качества. Проявляя низкие качества, его разум полностью
«окутывает Майя» и в этом состоянии он «подчиняется демоническим наклонностям».

В предыдущих стихах Господь Кришна говорил о влиянии трех Гун – Саттвы, Раджаса и Тамаса – как об основной силе, толкающей (вращающей) колесо творения. Когда Саттва возрастает, развиваются все добрые и благородные качества, а процесс эволюции ускоряется. Ум становится острее, а осуществление чистой божественной природы Высшей Реальности становится легче достижимым.

Напротив, когда Тамас увеличивается, развиваются порочные и греховные качества, а процесс эволюции идет в обратную сторону. Ум становится грубым и не способным постичь тонкость и чистоту Божественной природы, что приводит человека к самому низшему состоянию человеческой жизни. Такие люди, ослепленные невежеством, по природе своей даже не стремятся к свету, ибо они охвачены демоническими наклонностями: «демоническими» в противоположность Божественной природе.

1 См. Глава 2, Стих 40.
2 См. Глава 2, Стих 45.

С демонической природой связано разрушение. Если Божественное сознание не обретается в жизни, это приводит к разрушению самого принципа жизни, который является Божественным. В этом смысле, те, кто не медитируют и не достигают Трансцендентального Сознания, не осознают божественной сущности жизни; и не обретая его, они разрушают его, и их можно отнести к демонической природе, потому что они уничтожают свою собственную божественную суть.

Многие люди в мире, не подозревая о внутреннем божественном сиянии, живут в состоянии удовлетворения, не причиняя вреда другим. Не вредить другим это хорошо, но еще лучше не вредить самому себе, не утрачивая свое Я, не утрачивая свое Божественное Сознание Блаженства. А лучший способ обретения Сознания Блаженства – это регулярная практика Трансцендентальной Медитации.

Рассказав Арджуне о типах людей, которые не ищут прибежища в Божественном Сознании, в следующем стихе Господь упоминает типы людей, которые находят в Нем прибежище.

20 знаменитостей о ТМ

7 шагов обучения Трансцендентальной Медитации

Бесплатная вводная лекция (45–55 минут)
Личная встреча (5–10 минут)
День 1: Персональная инструкция (1–2 часа)
День 2: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 3: Проверочная сессия (60–90 минут)
День 4: Проверочная сессия (60–90 минут)
Завершение курса

Свяжитесь с вашим местным учителем ТМ.

Заявка на участие в ближайшем вебинаре

Теперь, не выходя из дома или офиса, вы узнаете:

Что такое Трансцендентальная Медитация (ТМ) и как ее практиковать
Как забыть о стрессе и страданиях, и начать жить полной, счастливой жизнью с помощью ТМ
Почему ТМ работает сразу же, с первого дня

Занятия онлайн проводят квалифицированные Учителя ТМ с многолетним опытом.

Рэй Далио: Как работает техника ТМ

Задайте Ваш вопрос в Вацап

Вам ответит квалифицированный учитель Трансцендентальной Медитации:

Мы в соцсетях

Следите за нашими новостями, смело задавайте вопросы. Мы любим общаться с интересными людьми и находить новых друзей!

Самое популярное